Ненаучный подход. Почему учеба должна быть интересной

Надежда Ленивенко, основатель математической студии "2Х2" и научного лагеря "Познавательное время" рассказывает, как развивать детей, чтобы в своей жизни они занимались тем, что им интересно

Related video

Школьное образование обычно дает дисциплину, набор правил, условия их выполнения, опыт общения. Иногда дает знание и заинтересованность в каком-то предмете — но это только если учителю самому интересно то, что он рассказывает своим ученикам. Не всем так везет. Зачастую ребенок запоминает какой-то свод правил и теорию, но не всегда умеет этой теорией воспользоваться.

А еще многие не понимают то, что изучают. Потом те, кто не понял сразу, как бы отсекаются от этой темы навсегда. Это хорошо видно на примере математики: не разобрался ребенок в дробях - вроде бы, не смертельно. Но при решение многочленов он запутается, еще не начав решать, а в алгебре на функции ему даже смотреть будет страшно. Так стоит ли потом удивляться, что сначала математика, а потом и химия с физикой вызывают отвращение?

Наша студия не заменяет школу, а скорее дополняет ее. У нас небольшие группы — по три-пять учеников. Есть возможность донести тему до каждого. На первое математическое занятие в студию учеников обычно приводят родители. У нас только несколько детей пришли по доброй воле. А остальные обычно стоят тихие, бледные, местами даже зеленые от страха – как будто их привели мучить математикой. Но уже через одно-два занятия они, к удивлению родителей, спешат в студию. Занятия длятся в зависимости от возраста ученика: от 40 минут до 1,5 часов. Мы разбираем тему, придумываем задачи, решаем головоломки. Занятия проходят шумно и весело. Даже для старшеклассников — они ведь тоже еще дети. А в игровой форме дети лучше воспринимают все.

Fullscreen

Даже на каникулах — если учебу представить как исследовательский проект. У нас в лагере за год проходит восемь смен: пять за лето и по одной на каждых каникулах. Каждая смена имеет свою тему. Этим летом они назывались "Чудеса химии", "Городские расследования" (журналистика и история города), "Занимательная математика" для младшей группы и "Алгоритмы. Введение в программирование" для старшей, "Все о деньгах" и "Удивительная физика". На тематику смен обращают внимание только те родители, чьи дети приходят к нам впервые. В дальнейшем тема значения не имеет, знают, что в любом случае будет интересно.

В новом учебном году мы добавим математический кружок онлайн, поскольку не все имеют возможность ездить через весь город или из пригорода. Хит прошлого учебного сезона – это занимательная математика и кружки по химии и физике. В этом году мы разобьем программу на две возрастные группы – добавим и для младшего школьного возраста. Добавятся новые кружки по биологии, экологии, механике.

Сейчас родители повально увлекаются ранним развитием детей. А дальше? Судя по среднему возрасту детей, которых приводят к нам на занятия, создается впечатление, что, по мнению родителей, после первого-второго класса развитие детей заканчивается, на этом можно выдохнуть и больше детей никуда не водить. Хотя именно с четвертого-пятого-шестого класса в детях просыпается осознанное любопытство. Тут могут начинаться прикладные облегченные ознакомительные занятия для будущей профориентации: моделирование, программирование, проекты по естествознанию (экология, биология, физика). И это будет начало того пути, по которому ребенок пойдет в более старшем возрасте. Осознанно выбрав. Если мы, конечно, планируем, чтобы наши дети в своей жизни занимались тем, что им интересно.

Ближе к выпускным классам родители делают выбор в пользу усиленного репетиторства по профильным предметам. И кружки по интересам уходят на второй план. Иногда - к сожалению ребенка. Ведь если выбор не его, то и одно-два занятия в неделю будут тяжелой нагрузкой. А если ребенку нравится, например, паять провода, собирать приборы (которые потом еще и работают!), то он будет бежать в свой кружок, едва пообедав, и расстраиваться, что нельзя ходить каждый день. Как отмечают родители детей, которые к нам ходят, если ребенку интересно, то со временем становится понятно. Затем появляется желание узнавать больше. А это уже существенный прогресс.