Как в Раде нашли компромисс по АТО и грядущим выборам

Арсений Яценюк / УНИАН
Арсений Яценюк / УНИАН

"Глубокий кризис власти", о котором успели раструбить российские СМИ, закончился. Главные правительственные законы приняты, Кабмин Арсения Яценюка получил вотум доверия. Впереди – жесткая и грязная парламентская кампания

Related video

"Я же говорил, что не сдамся без боя. Бой состоялся – и мы его выиграли", - заявил после окончания сегодняшнего парламентского дня Арсений Яценюк. Его брифинг проходил в "американском" стиле – подражая президенту США Бараку Обаме, украинский премьер встретился с журналистами на свежем воздухе. Сам Яценюк выглядел победителем – из непродолжительного кризиса именно он сумел извлечь максимум электоральных бонусов.

Задобрили всех

Неделю назад распалась парламентская коалиция, вслед за ней последовала отставка главы правительства. Украинское общество восприняло это с недоумением – в разгар войны на Донбассе страна могла остаться без дееспособной законодательной и исполнительной власти. Российские пропагандистские медиа тут же подхватили тему и начали рассказывать о "глубоком кризисе власти" в Украине.

Но уже на следующий день все вовлеченные в конфликт стороны уселись за стол переговоров, которые не прекращались вплоть до самого начала внеочередного заседания парламента. Главная тема торгов – поправки в правительственные законопроекты, касающиеся изменений в госбюджет на текущий год и Налоговый кодекс, направленных на латание дыр в бюджете и финансирование АТО. В итоге, были сняты или изменены нормы, вызывавшие особое недовольство некоторых олигархов или депутатов, которым предстояло идти на досрочные выборы: отменили двухмесячный отпуск за свой счет для госслужащих и сокращение социальных выплат и сократили плату за пользование недрами для нефте- и газодобывающих предприятий.

Измененные законопроекты предстояло вынести на заседание парламента. На нем, прежде всего, должны были заслушать информацию министра обороны Валерия Гелетея о текущем положении дел в зоне АТО. Заседание сделали закрытым для прессы, чтобы некая секретная информация об украинской армии не стала достоянием неприятеля. Заодно зачем-то засекретили и рассмотрение правительственных законопроектов.

Впрочем, как выяснил Фокус у присутствовавших на заседании депутатов, особых сенсаций министр обороны не обнародовал. Прежде всего, Гелетей напирал на необходимость срочного финансирования войск, ведь счет потерянной в боях разнообразной техники пошел, по его словам, на сотни единиц.

"Гелетей убеждал нас проголосовать за изменения в бюджет и постатейно рассказал, на какие именно потребности будут выделены дополнительные средства", - сообщил депутат одной из фракций бывшей коалиции.

"Министр был достаточно убедителен?" - поинтересовался корреспондент Фокуса. "Диаграммы он, конечно, красивые показывал, а как оно на самом деле будет…" - протянул парламентарий.

Отдельно министр обороны остановился на фактах недостаточной координации действий и обычного головотяпства армейских структур. В качестве примера он рассказал историю, случившуюся совсем недавно в одном из районов Киевской области. Тамошний военком получил разнарядку призвать 200 человек в рамках третьей волны мобилизации, но решил перестраховаться и наштамповал целых четыре с половиной тысячи повесток. Потом разослал указание главам сельсоветов своего района – обеспечить мобилизацию данного числа бойцов любой ценой. Сельское начальство начало обход "по хатам", вручая повестки всем мало-мальски годным к военной службе парням и мужчинам, что вызвало бурю возмущения их сестер, жен и матерей, едва не вылившуюся в бунт. В итоге все прояснилось – но министр подчеркнул, что управление военной машиной Украины нужно основательно реформировать, для чего также потребуются деньги.

Никто из депутатов не решился с этим спорить. Правительственные проекты, последние правки в которые, по словам депутатов, были внесены едва ли не за пять минут до голосования, приняли без обсуждения, еще и конституционным большинством. Законопроект о реформировании украинской ГТС, который предусматривал допуск к украинской "трубе" западных операторов, отложили на повторное второе чтение, но, по словам самих проправительственных депутатов, в нынешней ситуации он неотложным пока не является.

В итоге, депутаты проголосовали за повышение ставок на добычу полезных ископаемых, введение "налога на войну" в размере 1,5% доходов физлиц и электронного администрирования ПДВ (что должно устранить возможность махинаций с возмещением этого налога), а также сократили оклады себе и чиновникам Кабинета министров.

Вернули в кресло

После того, как законы были приняты, спикер Александр Турчинов распорядился впустить в ложу прессы журналистов. Одновременно в сессионный зал вошел и президент Петр Порошенко. Глава государства в недолгой речи отметил, что досрочные выборы в ВР "уже стали реальностью" и призвал депутатов выразить вотум доверия правительству, что и было сделано – за отставку Яценюка проголосовали лишь 16 депутатов. Сам Яценюк был еще более краток, заявив, что теперь "Украина не объявила дефолт и никогда его не объявит". Оптимистичные слова премьера зал встретил громкими аплодисментами.

Арсений Петрович смог извлечь из непродолжительного политического кризиса максимум результата, особенно в глазах рядовых украинцев: с одной стороны, его стараниями украинская армия получит такое нужное ей финансирование, с другой стороны, социальные выплаты бюджета фактически не будут урезаны, что особенно важно перед грядущими выборами.

За место под солнцем

Вскоре после закрытия заседания президент, премьер и главы парламентских фракций собрались на консультации по изменениям в избирательный закон. По итогам переговоров было решено сократить срок парламентской кампании с 60 до 45 дней, мотивируя это экономией бюджетных средств. Кроме того, пресс-служба ВР сообщила, что будут проведены "дополнительные консультации по введению избирательной системы с открытыми списками и возобновлению избирательных блоков".

По словам собеседников Фокуса из разных депутатских фракций, шансы на то, что блокам партий разрешат участвовать в выборах, довольно высоки. Но гораздо более принципиальный вопрос, об изменении избирательной системы, вряд ли будет решен. Об открытых списках пока даже мечтать не стоит – партийные бонзы в таком случае лишатся дохода от продажи мест в проходных частях списков. Но даже отказаться от мажоритарки будет непросто, как минимум потому, что большинство ныне действующих депутатов-мажоритарщиков в этом не заинтересованы. Более того – они уже сейчас бегают в Администрацию президента и пытаются договориться о своем прохождении на конкретных округах. А за отказ от мажоритарной составляющей, по подсчетам Фокуса, набирается пока максимум 200 голосов "за".

В любом случае, предстоящая кампания обречена быть жесткой и грязной, сокращение ее сроков с 60 до 45 дней этому способствует. Никакие другие формы агитационной работы, кроме тотального очеренения оппонентов, за такой короткий срок просто не сработают.

Тем временем, Арсений Яценюк, помирившись с президентом, по информации Фокуса, значительно повысил свои шансы войти в топ-пятерку президентской "Солидарности" на досрочных выборах, а то и возглавить ее список.

Милан Лелич