Второй фронт. Контрабанда, судьи и "блуждающий танк"

Фото: joinfo.ua
Фото: joinfo.ua

Волонтер Роман Доник рассказал Фокусу о том, как пытаются победить коррупцию в прифронтовой зоне

Related video

Контрабанда в прифронтовой полосе, по утверждениям волонтеров, идет на спад. Этот бизнес становится рискованным, желающих подзаработать все меньше, а люди, крышующие нелегальный поток товаров, взяли тайм-аут. Однако говорить о победе над этим явлением пока не приходится. Мешает коррупция.

Свежий пример крышевания контрабанды в зоне АТО описал волонтер Роман Доник. На днях задержали четыре фуры, направлявшихся в "серую зону". Их отправили в Краматорск, где суд должен был решить дальнейшую судьбу машин и груза. Судьи постановили вернуть грузовики со всем содержимым владельцам. Теперь они снова будут пытаться прорваться на оккупированную территорию.

Иногда восстановить справедливость помогает "блуждающий танк сепаратистов", который периодически уничтожает фуры контрабандистов, принимая их за машины украинских военных. Волонтеры предупреждают водителей грузовиков о "блуждающем танке" и диверсионно-разведывательных группах противника, рекомендуют воздержаться от поездок в "серую зону". К советам прислушиваются не все. Как результат, в районе н.п.Новоселовка под обстрел "блуждающего танка" попал очередной грузовик. "Очень опасались ДРГ противника, поскольку была информация, что террористы могут высылать своих разведчиков на сопровождение через "ноль" особо ценных грузов, — написал Доник в Facebook. — В этот раз груз был очень ценен: спиртное, замаскированное продуктами. В результате обстрела в фуру попал снаряд, и она сгорела. Не полностью, увы. По остаткам бухла сейчас мародерствуют местные. Такое несчастье с автомобилем".


О макеевских судьях

Сейчас объявлена борьба с коррупцией, контрабандой, фуры без правильно оформленных сопроводительных документов задерживаются, проводятся оперативно-следственные мероприятия. Эти четыре фуры были задержаны мобильной группой в "нулевой зоне" (так называют территорию от линии размежевания до следующего армейского блокпоста. — Фокус). Фуры задерживают, отправляют в Краматорск до суда. Потом их владельцы заходят к судье, а тот выдает решение о том, что фуры нужно передать им. Вот и все. Через два дня они опять едут в Донецк.

На "нулевом" блокпосту "такса за проезд" доходит до гривны за каждый килограмм в зависимости от товара

Все это можно было бы списать на какое-то недоразумение, если бы я своими глазами не видел фуру, битком набитую заготовками сигаретных пачек и станком для изготовления сигарет. А по документам суда в этой фуре была макулатура и металлолом. Этот случай описывал Юрий Бирюков, тогда впервые и проявился "блуждающий танк". Судьи, которые дают эти разрешения, раньше работали в Макеевке в одном суде, теперь работают в Краматорске. Все дела о грузах, которые с нарушениями пытаются ввезти на неподконтрольную территорию, попадают к ним. Как результат, все машины благополучно возвращаются хозяевам.

Рецепт борьбы с этим явлением один: забирать машины, передавать их Вооруженным силам. Если нельзя конфисковать, значит, нужно сразу же на месте их мобилизовать: приглашать военкома, выписывать повестку, тут же вызывать представителя части и вручать ему ключи с техпаспортом — пусть машины работают в армии.

О "народном контроле"

Недавно мы, группа волонтеров, попали к президенту. Он дал поручение фискалам и силовикам всесторонне нам содействовать. Георгий Тука был ответственным за контакт с силовиками, но Жора сейчас выпал из контекста, поэтому мне приходится уделять этому больше времени.

Главная цель — борьба с коррупцией. Мы это называем контрабандой, хотя по факту ее нет, ведь пересечения государственной границы не происходит. Но каждая фура, каждый бусик на каждом блокпосту дает какие-то деньги — по две-три тысячи, а на последнем, "нулевом", примерно по гривне за каждый килограмм в зависимости от товара. То есть это коррупция, которая разъедает нашу оборону, потому что все бойцы замазаны. По большому счету, волонтерская работа, как я это для себя вижу, заключается не в том, чтобы по полям гоняться за фурами. Задача — запустить механизм, который работал бы максимально прозрачно и с максимальным вовлечением активистов-волонтеров, людей незаангажированных. Чтобы они приезжали на неделю-две, обеспечивали такой "народный контроль". Ведь ротация силовиков — по три месяца, за это время кто-то может поддаться соблазну.

Наша деятельность уже приносит результат. Из-за жары масса продуктов приходит в негодность. В частности, 20 фур с мясом испорчено. На работу по перевозке приглашали владельцев фур из Закарпатья, Галичины. Услуги водителя вместе с машиной стоили 60–70 тыс. грн. Раньше эти люди сомневались, а теперь категорически не хотят ехать, поскольку с машиной всякое может случиться. До нас доходит информация, что нелегальный поток встал. Люди, которые все это крышевали, заняли выжидательную позицию. Они ждут, когда мы отчитаемся о победе, а дальше все начнется заново.

О блокаде Донбасса

Блокаду никто не собирается организовывать, нет цели уморить голодом Донбасс. Наоборот, по распоряжению президента Украины Петра Порошенко разворачиваются логистические центры — так громко назвали что-то типа базарчиков. Их оборудуют в "нулевых зонах" между блокпостом и пропускным пунктом. Туда производители будут привозить продукты с нашей территории, а с той стороны будут заходить жители оккупированных территорий, которые смогут, допустим, на 5 тыс. грн что-то покупать. Поэтому блокады как таковой не будет. Главная задача — сломать цепочку заработка, когда товары, которые закупают здесь, на оккупированной территории продают в пять-шесть раз дороже.