Порошенко сам загнал себя в угол в переговорах по Донбассу, — дипломат Богдан Яременко

Фото: Facebook Петра Порошенко
Фото: Facebook Петра Порошенко

Глава фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко пояснил Фокусу, при каких условиях новый формат переговоров по Донбассу может оказаться полезным Украине

Related video

24 августа президент Украины Петр Порошенко в Берлине провел встречу с коллегами по "нормандскому формату": канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом. Детали встречи не разглашаются. Пресс-службы политиков сообщили лишь, что речь шла о деэскалации ситуации в Донбассе. Очередные переговоры, на этот раз с участием российского президента Владимира Путина, могут пройти перед началом сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, которая запланирована на конец сентября. Кроме того, Порошенко и Меркель отметили, что не видят альтернативы "нормандскому формату".

Эти заявления прозвучали довольно резким ответом на инициативу президента Польши Анджея Дуды, который предложил подключить к переговорам по Донбассу новых участников: самые сильные европейские государства и соседей, в том числе Польшу.

Богдан Яременко считает, что инициатива польского президента могла бы пойти на пользу Украине, но ему не хватило внешнеполитического опыта, чтобы корректно донести свою мысль партнерам. Очевидно, что ставка на выполнение Украиной обязательств, взятых на себя минскими соглашениями, иначе как политическими уступками террористам и России не назовешь. При этом остается недостижимой главная цель — установление мира.



Fullscreen

Бесперспективная политика

Что было предметом переговоров в Берлине?

— В этом формате они встречаются уже во второй раз. Встречаются именно тогда, когда наступают какие-то переломные моменты. Прошлая встреча прошла 5 февраля, она закончилась Минском-2: был разработан дополнительный комплекс мер, который должен был вывести Украину из кризиса. Но очевидно, что нынешний кризис заключается не в ситуации на фронте, а в том, что практически никакого прогресса в урегулировании конфликта нет. Конечно, это связано не с форматом встречи, количеством участников, а с тем, что выбран неэффективный подход к этой войне. Страны Запада пытаются умиротворить агрессора, Украина старается не провоцировать страну, которая на нее напала. Делается ставка на дипломатию и выполнение Украиной обязательств, которые иначе как политическими уступками террористам и России не назовешь, вместо давления на Россию с требованием прекращения вооружения боевиков и таким образом достижения прекращения огня. Это бесперспективная политика, которая никому не даст ничего хорошего.

Думаю, что Порошенко как наиболее заинтересованный в каких-то сдвигах, возможно, предлагал альтернативы. Но он сам себя загнал в угол. С точки зрения украинского права минские соглашения ничего из себя не представляют. Их можно было бы назвать никчемным документом, если бы не одно но: они одобрены Советом безопасности, а это, к сожалению, серьезный фактор, который лишает Украину какого-либо дипломатического маневра, нам нужно их выполнять.

Есть ли у Европы еще какие-то возможности влиять на Путина?

— Она не хочет использовать возможности, которые у нее есть. Европа считает, что военных приготовлений в рамках НАТО и существующих санкций достаточно, чтобы в течение какого-то периода достичь урегулирования. К сожалению, в этом случае платит Украина. Ведь пока реализуется такая политика, гибнут украинцы.

Какими могли бы быть рычаги воздействия?

— Более жесткая политика, риторика относительно Путина. Более ощутимая военная помощь Украине. Более жесткие экономические санкции, которые лишали бы Путина финансовых возможностей, других ресурсов для ведения войны и подрывали его уверенность в возможности достижения победы.

Дуда этого заслужил

Новый президент Польши Дуда предлагал расширить состав переговорщиков.

— Ну да, и уже от Порошенко и Меркель получил ответ.

Что мог бы дать Украине новый формат переговорной группы?

"Европа считает, что военных приготовлений НАТО и существующих санкций достаточно, чтобы образумить Путина"

— Может дать, если Украина и страны Запада изменят подход к урегулированию ситуации. То есть не обещать Путину уступки и не делать их, а серьезнее давить на него. Но в принципе, позиция президента Польши, когда он говорит, что за столом переговоров отсутствуют Соединенные Штаты и Европейский Союз как объединение — это серьезный политический вопрос.

Собственно говоря, предложив или согласившись на формат переговоров в рамках "нормандской четверки", Россия как раз и достигает того, что страны Запада пытаются избежать. То есть она раскалывает единство США и европейских партнеров, поскольку Соединенные Штаты исключаются из формата, что уменьшает их возможности проводить эффективную политику. Кроме того, это ослабляет позицию ЕС как объединения, которое должно иметь совместную оборону, внешнюю политику и реализовывать ее через полномочных представителей. При всем уважении к Меркель и Олланду, они ими не являются. Это были справедливые замечания президента Польши, но отсутствие у него внешнеполитического опыта привело к конфузу: он еще их нормально не озвучил, а уже получил отказ.

Дуда, получив публичную плюху, в том числе от украинского президента, может попытаться настоять на своем?

— Возможности Польши влиять на эту ситуацию связаны с ее членством в ЕС и НАТО, она относится к странам, которые имеют эффективную дипломатию. Я думаю, что Польша не остановится. И Украина была бы заинтересована не в том, чтобы публично раздавать оплеухи президенту Дуде, а попробовать помочь ему в продвижении этих идей.

Этот конфликт скажется на отношениях между нашими странами?

— На самом деле президент Дуда спровоцировал такое отношение к себе отказом от контактов с Украиной в период после избрания и до вступления в должность. Это тоже выглядело достаточно грубо: как попытка навязать свои подходы. При этом Дуда, в отличие от своего предшественника, не мог четко и категорично сформулировать позицию в поддержку Украины. Он пытался позиционировать себя как проводника интересов прежде всего Польши.

Я не считаю это наилучшей политикой, но президент Порошенко имел основания сделать то, что он сделал, Дуда этого заслужил. Ясно, что такое конфликтное начало не помогает ни Польше, ни Украине, и с этим нужно что-то делать. Для этого политики должны переступить через свои амбиции, должны более активно работать профессиональные дипломаты.