Децентрализация на крови. Как прошел очередной этап конституционной реформы

Фото: Reuters/V. Ogirenko
Фото: Reuters/V. Ogirenko

Похожее на кулуарный "междусобойчик" голосование за изменения в Конституцию привело к самым кровавым со времен Майдана столкновениям в центре Киева

Related video

– "За" – 265. Решение принято. Слава Украине! Это не зрада, это деолигархизация! – радостно воскликнул спикер Владимир Гройсман, когда на табло в Верховной Раде вывели положительный результат голосования за конституционную реформу в первом чтении. В тот момент из числа присутствовавших в Раде никто не ожидал, что это голосование спровоцирует кровопролитные стычки, которые саму конституционную реформу оттеснят на второй план.

Страсти вокруг следующего этапа реформы нагнетались в течение последних нескольких недель. Президент Петр Порошенко и лояльные ему силы доказывали, что изменения в Конституцию позволят Украине и дальше рассчитывать на полную поддержку Запада, и кардинально улучшат работу государственного механизма. Их оппоненты, лидерами которых стали радикалы Олега Ляшко, "Самопомичь", УКРОП и "Свобода", напротив, утверждали, что под видом децентрализации стране пытаются скормить утрату суверенитета, сдачу Донбасса и ползучий авторитаризм. В бой были брошены огромные медиа-ресурсы: конституционная реформа стала едва ли не главной темой популярных ток-шоу, в СМИ появлялись сотни проплаченых публикаций и сюжетов в пользу обеих позиций, на просторах Facebook сражались армии ботов и троллей.

Ближе ко дню голосования стало понятно, что нужное количество голосов все-таки наберется

Тем не менее, ближе ко дню голосования стало понятно, что нужное количество голосов все-таки наберется, к чему Банковая приложила немало усилий в кулуарных переговорах. В АП априори могли рассчитывать на подавляющее большинство депутатов Блока Порошенко, за исключением некоторых "внутренних оппозиционеров". На прошлой неделе был фактически заключен альянс с Народным фронтом в лице Арсения Яценюка, а лидер одной из неформальных автономных групп внутри НФ, первый вице-спикер Андрей Парубий, незадолго до голосования собрал "своих" депутатов и убедительно попросил их поддержать реформу. В прошлую субботу на Банковой прошли переговоры и с другими "колеблющимися", в результате чего "за" согласились проголосовать несколько депутатов от "Самопомочи" (в кулуарах ВР говорили, что к этому приложили руку американцы в лице посла США Джеффри Пайета). Шли консультации и с Оппозиционным блоком, а также с "Батькивщиной" – в первом случае успешные, во втором – как оказалось, нет. Но "запасные" голоса удалось получить за счет групп "Возрождение" и "Воля народа", а также внефракционных. Потому к утру понедельника пропрезидентские силы были почти уверены, что достаточное количество голосов за внесение изменений в Основной Закон они соберут.

Мало кто сомневался, что оппоненты конституционной реформы постараются выжать из внеочередного заседания 31 августа максимум пиара для себя. Так и случилось. С самого утра президиум и трибуну заблокировали представители Радикальной партии. Начало заседания откладывалось. В президиум зашел Андрей Парубий, в короткой пафосной речи заявивший, что Рада все-таки начнет работу в полдень – ведь "в зале находятся братья, которые вместе стояли на Майдане". Зааплодировали почти все присутствующие, в том числе и радикалы.

Главный вопрос, который тогда волновал парламентских журналистов: разблокируют ли соратники Ляшко трибуну добровольно или же состоится первая в созыве масштабная стычка между коалициантами. В итоге, нашли компромиссный вариант – ляшковцы и дальше будут оккупировать президиум, но мешать руководству парламента вести заседание не будут, о чем сообщил СМИ первый замглавы фракции БПП Игорь Кононенко. В метре от него стоял сам Олег Ляшко, одновременно уверявший прессу, что никаких подобных обещаний он никому не давал. Но в итоге так и вышло – главный радикал со своей фракцией засел в президиуме, где неутомимо скандировал "Ганьба!", стучал пластиковыми бутылками по столу, а спикер Владимир Гройсман в это время спокойно вел заседание с парламентской трибуны.

Представители парламентских фракций и групп тем времен упражнялись в красноречии. Сын командира УПА Романа Шухевича, член фракции Радикальной партии Юрий Шухевич цитировал Ленина, а лидер "Самопочи" Олег Березюк – Жан-Жака Руссо. Юлия Тимошенко вспоминала о Конституции Пилипа Орлика, а Юрий Луценко – об опыте Хорватии 90-х годов.

Со стороны происходящее казалось привычным для украинского парламента "междусобойчиком", когда политические оппоненты, имитируя борьбу перед телекамерами, на самом деле успешно решали свои задачи. В данном случае президент и его союзники добивались голосования за конституционную реформу, а оппоненты получали красивую телекартинку, на которой в преддверии местных выборов представляли себя в роли непримиримых борцов за украинскую государственность.

Новый политический сезон в Украине начался с большой крови

Пока народные депутаты после результативного голосования дружно пели государственный гимн в честь закрытия сессии, под Радой начались первые стычки. Разношерстный митинг собрался еще к 9 часам утра. Самыми многочисленными и активными были свободовцы, присутствовали также радикалы Ляшко, "укропы", Правый сектор и Украинская ассоциация собственников оружия. Различные фракции митингующих никак не могли договориться между собой о порядке выступлений, со всех сил перекрикивая друг друга. Так, во время спича известной свободовки Ирины Фарион кто-то включил на всю громкость песню "Воины света", что вызвало бурю возмущения ее однопартийцев. Те принялись скандировать "ганьба!" в адрес коллег по митингу, едва не дошло до рукоприкладства. В итоге договорились, что каждая из групп протестующих будет выступать по очереди, с тайм-лимитом в 10 минут.

Первые столкновения начались после того, как толпа узнала об успешном голосовании за изменения в Конституцию. Особенно активничали свободовцы во главе с лидером партии Олегом Тягнибоком. Атаковав первую линию обороны Рады, они отобрали у бойцов Национальной гвардии щиты и резиновые дубинки. Одного из нацгвардейцев вырвали из строя, затащили в толпу и жестоко избили – это было хорошо видно даже из окон второго этажа ВР. Потом в дело пошли дымовые шашки, слезоточивый газ и граната, от которой, вероятно, и погиб призывник Игорь Дебрин.

К тому моменту все выходы из Рады были закрыты – депутаты, журналисты и гости парламента покидали ВР по подземному переходу, который ведет в расположенные на другой стороне улицы здания парламентских комитетов.

Общее количество пострадавших тогда никто еще не мог представить. Собравшиеся возле Рады журналисты говорили о нескольких, максимум о десятке раненых правоохранителей. Но потом к месту событий начали прибывать машины скорой помощи, куда на руках и на ношах заносили пострадавших нацгвардейцев. Вскоре счет перевалил за два, потом за три десятка. "Скорых" уже на всех не хватало, потому раненых грузили прямо в салоны прибывших машин патрульной полиции. Эвакуация пострадавших была организована плохо, водители неотложек не понимали, где и кого им надо забирать.

Тем временем митинг у стен ВР продолжался. Толпа редела, остались одни лишь свободовцы и случайные зеваки. Со сцены пели думы про Украину, и призывали дать решительный отпор "зрадныкам".

В сухом итоге – один убитый и сотня раненых. Новый политический сезон в Украине начался с большой крови. И даже о децентрализации и "особом статусе" Донбасса на время забыли.