Лучше хором. Интервью с Михаилом Турецким

Сегодня в Киеве выступит "Хор Турецкого" с юбилейной программой "20 лет – 10 голосов". Накануне тура по Украине Михаил Турецкий рассказал Фокусу о будущем концерте, группе "Сопрано 10" и своей харизме

Related video

Договориться даже о 20-минутном интервью с Михаилом Турецким крайне сложно. Сразу после концерта он едет на выступление в следующий город. Утром после возвращения у него съемка, затем он летит на репетицию, затем деловые встречи для организации гастролей. Каждый день расписан. В день, когда мне наконец-то пообещали личное интервью, запись на телеканале задержалась.

- Поговорим в машине, пока я буду ехать в офис, - ответил на мой растерянный взгляд бегущий по коридору человек в бейсболке и развевающемся длинном плаще. Если бы не голос. Образ респектабельного пятидесятилетнего руководителя хора не вязался со легкостью походки и молодыми движениями Народного артиста России Михаила Турецкого.

- В Киеве Хор уже хорошо знают, и удивить старых поклонников сложно. Будете ли Вы на этот раз обкатывать на украинцах музыкальные эксперименты, о которых у Вас еще нет однозначного мнения, как подавать и вообще стоит ли показывать публике?

- Юбилейные номера мы уже откатали в московском Кремле, где у нас было три аншлага, на четырех концертах в Санкт-Петербурге и еще во многих городах России и других странах. В Украине прозвучат однозначно лучшие, искрометные произведения и те новые, которые мы готовили к юбилею. Нам есть чем удивить наших поклонников.

- У вас на сайте заявлено, что кроме группы Хор Турецкого приедет новый коллектив "Сопрано 10". Будет ли какой-то сюрприз в юбилейном киевском концерте?

- На самом деле женский хор "Сопрано10" – это специальный гость концерта. Мы хотим сделать сюрприз нашим украинским слушателям. Эта группа называется "Сопрано10" не столько по количеству голосов, сколько из-за нашего отношения к этой группе. Мы возводим звучание сопрано в десятую степень. Это потрясающие девушки, лучшие голоса России. Их подбором мы занимались в течение года, и прослушивали претенденток из всех регионов. Вначале отобрали 40 из 200. Затем из 40 осталось 10.

"Сопрано10" выступают вне Хора Турецкого, у них своя биография, своя жизнь. Но поскольку они – дочерний проект компании "Хор Турецкого", они участвуют в самых знаковых для нас концертах – в Москве, в Берлине, в Нью-Йорке, в Лондоне. Будут они и в Киеве.

Когда машина остановилась в пробке, я поняла, почему хористы называют своего руководителя Царем. Он тут же распорядился изменить маршрут, чтобы объехать затор. Ни тени сомнения, ни мгновения колебания, и водитель просто обязан выполнить распоряжение. Если на сцене Турецкий – угодник публики, тут, в машине – менеджер по рекламе собственного коллектива.

- Как вам удается сочетать в одной концертной программе ироничное и отчасти разухабистое построение концерта "Арт-группы Хор Турецкого" с академически-утонченной подачей "Сопрано"?

- Я не понимаю, что такое разухабистый стиль. Разнообразный, контрастный, порой хулиганский? Да, это есть. Но уж точно не "разухабистый". Также и "Сопрано10" – это не академический проект. Арт-группа от "академии" далека. Это пересечение стилей, кроссовер, также как и в случае с "Хором Турецкого".

- Я слышала нежное звучание первого диска "Сопрано10". Мне показалось, что у них один четкий музыкальный стиль, от которого они не отклоняются…

- Если бы вы услышали всю программу "Сопрано", то убедились бы, что у них очень разнообразное звучание. Есть и юмор, и нежность, и задорная, игривая подача произведений. Есть, конечно, и академическое звучание. Тот стиль, который создан нашей арт-группой они во многом перенимают. Это и их ниша в шоу-бизнесе, которую мы открыли для себя. До этого в этом стиле никто не работал, мы его создали.

- Есть ли принципиальное отличие вашего нового коллектива "Сопрано10" от того, что вы делали раньше, или это просто женская реинкарнация удачного проекта Михаила Турецкого?

- "Сопрано10" можно было бы назвать реинкарнацией, если бы мужской проект умер. А он процветает. Женский хор это не реинкарнация, это женское лицо "Хора Турецкого". Назвать эту группу аналогом хора я бы не решился. Женщина вообще не может быть аналогом мужчины. Скорее, это новое существование и развитие нашего направления. "Сопрано10" – абсолютно самодостаточная и яркая вокальная группа.

Одной из особенностей выступления хора можно назвать не только совместное пение, когда зал подхватывает песни группы, но и так сказать, полное единение зрителей и артистов. Вокалисты приглашают слушателей подняться на сцену и танцевать вместе с ними. При исполнении знаменитой "Летки-енки" на сцене часто негде ступить. А когда хористы поют "Синий туман", то в проходах зрительного зала нередко танцуют пары.

- Уместно ли будет поинтересоваться, что станцует в этом году "Хор Турецкого"?

- В прошлом году вы чаще стали приезжать на Украину, причем часто ваш коллектив приглашают на корпоративы. В чем специфика таких выступлений по сравнению с концертами для широкой публики?

- Концерт предполагает, что люди сидят в зале и слушают и смотрят. Слушают конферанс, которым я соединяю в единую логическую цепь все происходящее. Что касается корпоратива, то поведение людей там отличается. Они там веселятся и отдыхают. И музыкальный подход становится более развлекательным. Такой подход помогает меньше сосредотачиваться на музыке, а больше создавать атмосферу и настроение танцевать или петь вместе с коллективом. Танцевать – это очень важно для корпоратива. У нас в программе из 400 композиций вполне достаточно танцевальных, и они преобладают в корпоративном формате, по сравнению с концертами.

- Ваш конферанс – органичная часть концертов хора. Вы придумываете свои шутки спонтанно, на ходу или это готовые и проверенные клише?

Конечно, часть – это домашние заготовки. Но когда вам особо хорошо от моего конферанса, значит "прет" импровизация. Какое бы не было гениальное клише, искрометность – это живая реакция на то, что происходит сейчас в зале, здесь и сейчас. Настоящая, натуральная реакция доставляет самое большое удовольствие и мне, и залу. Конечно, любая хорошая импровизация должна быть подготовлена, но с другой стороны, когда есть настроение, и публика живо откликается на твои слова, тогда и возникает самый удачный конферанс. Такие живые находки я потом и использую.

- За 20 лет вы воплотили на сцене практически все вокальные жанры, многим произведениям придали свою трактовку. После стольких лет активных выступлений нет ли у вас ощущения дежавю?

- К счастью, нет. Нам все еще интересно. И это не День сурка. И каждый концерт проходит с новым для нас ощущением, и каждая программа сильно отличается от другой. Существует еще очень много того, что мы еще не сделали. Поэтому нам наше творчество интересно, мы не устали. Я бы сказал, что мы с юбилеем только почувствовали заново вкус к этому.

- Чем Турецкий, который 20 лет назад начинал этот проект, отличается от Турецкого нынешнего – заслуженного и признанного?

- Как вы думаете, чем отличается 20-летний мужчина от 40-летнего? Появляется жизненный опыт, возникает харизма (смеется). Как у хорошего коньяка появляется срок выдержки. А еще – накапливается мудрость. Я сейчас себя чувствую мастодонтом в мире шоу-бизнеса. С одной стороны, уже все знаю: как продюсировать, как выступать, как вести себя на сцене. С другой – приходит ощущение, что вот он момент, когда можно начинать учиться всему заново.

Марианна Варшавская, для Фокуса