Забыть все. Кроличья нора в украинском прокате

"Кроличья нора" – драма, которая стоила Николь Кидман съемок у Вуди Аллена, подарила ей одну из главных ролей в карьере и, возможно, принесет второй личный "Оскар"

Related video

Как и всякая работа, фильмы делают или ради денег, или "за идею". "Кроличья нора" – относится к разряду вторых. Николь Кидман стала продюсером проекта, договорилась со сценаристом, нашла режиссера и застолбила для себя главную роль. Летом 2008 года актриса впервые родила, а спустя год с небольшим ей захотелось рассказать историю женщины, потерявшей ребенка. Каждый кадр "Кроличьей норы" выглядит как доказательство того, что эта картина для Кидман – что-то очень личное.

Боль, да и только

Бекка Корбетт (Николь Кидман) явно не в своей тарелке. Приглашения соседей на ужин настойчиво игнорирует, неж­ностей мужа (Аарон Экхарт) агрессивно избегает, с родной сестрой и матерью разговаривает в основном сквозь зубы. Вскоре выясняется причина происходящего – восемь месяцев назад из-за нелепого стечения обстоятельств погиб 4-летний сын Корбеттов. Муж, хотя и не выглядит как самый счастливый человек на свете, кое-как переварил случившееся, Бекка – никак. Варианты выхода из тупика, которые подбрасывают близкие, ее только раздражают ("Если Господь и существует, то он садист"). Однако смутная надежда на избавление появляется. Причем ее неосознанно дарит тот человек, от которого этого, казалось бы, меньше всего стоило ждать.

Дальнейшие повороты сюжета известны всем, кто читал пьесу "Кроличья нора" американского поэта и драматурга Дэвида Линдсея-Эбейра. Четыре года назад автор получил за нее Пулитцеровскую премию, а звезда "Секса в большом городе" Синтия Никсон, сыгравшая Бекку в бродвейской постановке, – самую престижную театральную награду "Тони". Кидман настолько нравился первоисточник, что адаптировать пьесу для кино она решила доверить именно Линдсею-Эбейру. "Мы не в состоянии предложить вам кучу денег, но вы можете написать сценарий так, как считаете нужным" – такое предложение, по словам Николь, она сделала Дэвиду, и тот не смог от него отказаться.

Кино имени Николь

В кресло режиссера сел Джон Кэмерон Митчелл, снявший до этого две ничем не примечательные ленты. Но Кидман как продюсер нуждалась в человеке, который примет историю "Кроличьей норы" близко к сердцу, а для этого Митчелл подходил идеально – в детстве он потерял брата, погибшего в 10-летнем возрасте. "А еще Джон очень непосредственный, открытый, ранимый – душа нараспашку. Нам был нужен именно такой человек", – отметила в одном из интервью Николь. Она хотела, чтобы на съемочной площадке царило понимание, и, похоже, это получилось: полтора часа экранного времени камера внимательно всматривается в лицо Кидман, лишь изредка отвлекаясь на других актеров. Неудивительно, что номинацией на "Оскар", которую получила Николь, внимание киноакадемиков к "Кроличьей норе" исчерпывается.

Актриса не скрывала, что во время съемок, переживая драму Бекки, отвечала и на свои вопросы. "Это глубоко задело меня, фильм позволил понять мой страх за жизнь собственных детей", – призналась она. Кидман уверяет, что столько сил и нервов у нее до этого отняла только одна роль – Вирджинии Вулф в "Часах" (за которую она получила свой первый "Оскар" в 2002-м). Съемки были сплошной чередой стрессов, и временами Николь даже боялась возвращаться на площадку. Тем не менее из-за "Кроличьей норы" она отказалась от работы у Вуди Аллена в фильме "Ты встретишь высокого незнакомца".

Фигура высшего пилотажа

Скорее всего, не будь личных подтекстов, картина получилась бы скучной. Вся интрига, все ключевые повороты сюжета – это эмоции миссис Корбетт. И только благодаря филигранной игре Кидман лента не превратилась в банальную жвачку о тяжелой женской судьбе. Николь строит сложный многослойный образ человека, который страдает в своем персональном аду и абсолютно беспощаден к тем, кто попал в схожую ситуацию. Бекка – не только жертва судьбы, но и палач, возомнивший, что в качестве компенсации за свои мучения она может чихвостить окружающих, глумиться над ними, управлять их эмоциями и воспоминаниями. Некоторые эпизоды в исполнении Кидман тянут на классику всех времен и народов: надо видеть, как она изображает контролируемое горе или сорвавшееся с цепи отчаяние, как отражаются следы муки на ее просветлевшем лице. Говорят, на фестивале в Торонто в сентябре прошлого года, где прошла мировая премьера "Кроли­чьей норы", зрители аплодировали долго и неистово. Их можно понять.

Из описанных неоднозначностей и складывается особенность ленты Митчелла, ее ненадуманная человечность. И оттого, что нигде не пережато, не переиграно, сюда ловко вписывается масса разнородных мотивов, проходящих пунктиром: упоминание об Орфее и Эвридике, комиксы, альтернативная наука о параллельных мирах, практика группового психоанализа. По этой же причине не коробит финал, который условно можно считать хеппи-эндом. Но в том-то и дело, что только условно. "Кроличья нора" – вовсе не трагедия, а фильм о людях, которые искренне стараются понять друг друга. И у них это получается.

Кино и Кидман

Главные роли в карьере Николь Кидман

«Бангкок Хилтон» (мини-сериал, 1989)
Благодаря стараниям Кидман, средней руки телепостановка с криминальным сюжетом превратилась в психологический экшен. Эта роль ей не принесла наград, но именно после неё Николь выросла из коротких штанишек сериальной актрисы.
«Умереть за» (1995)
Сыграв в ленте Гаса ван Сента одержимую славой и успехом тележурналистку, Кидман резко подняла свой профессиональный рейтинг. Официальным подтверждением этого стал первый в карьере актрисы «Золотой глобус».
«Другие» (2001)
За роль женщины, которая маниакально печётся о своих детях, Кидман получила только номинации, что не мешает этой работе быть одной из самых эффектных. Похоже, именно здесь она набила руку, изображая страдающую
мать.
«Часы» (2002)
На сегодня –кульминация артистической биографии. За роль писательницы Вирджинии Вулф Кидман получила букет статуэток, её гонорары после этого выросли вдвое и достигли $15 млн. за фильм.

Игорь Панасов, Фокус