Медвежий угол. Репортаж с Берлинале

От Каннского кинофестиваля "Берлинале" отличается как свиная рулька от круассанов. Большинство показанных здесь фильмов можно переварить с большим трудом

Related video

По числу медведей на квадратный километр Берлин в феврале даст фору Сибири. Разминуться с символом кинофестиваля в столице Германии невозможно. За 10 дней, пока идет "Берлинале", привставшие на задние лапы хищники успевают оставить след везде, включая проездные билеты, туалетную бумагу и одноразовую посуду. Дело усугубляется и тем, что многие из них украшают собой городские ландшафты круглый год: символы города и фестиваля совпадают.

Франц Хаген – один из тех, кто приложил руку к изготовлению призовых медведей: после церемонии награждения они разъедутся по всему миру в багаже лауреатов. Герр Хаген с гордостью демонстрирует статуэтки: после отливки их шлифуют, полируют и покрывают золотом или серебром. "Два года назад меня знакомили с победителем – то ли никарагуанцем, то ли боливийцем, – вспоминает Франц (в 2009 г. "Золотого медведя" получил перуанец Клаудиа Льоса за фильм "Молоко скорби". – Фокус). – Точнее не скажу – сам я люблю боевики".

Простодушному берлинцу можно только посочувствовать: с боевиками на "Берлинале" пока не складывается. В программе легче нарваться на фильм о борьбе американских домохозяек за свои права или на сагу о судьбах китайских инвалидов, чем встретить нечто безыдейное и асоциальное. Вестерн братьев Коэнов "Железная схватка" (читайте рецензию на стр. 56), открывший кинофестиваль, смотрелся в зале Berliner Palast как исключение, подтверждающее правило.

Рот фронт

"Если фильм не о расовой дискриминации, гендерных проблемах, узниках совести или драматичной жизни сексуальных меньшинств – в Берлине ему делать нечего", – возмущен принципами отбора картин итальянский кинокритик Джузеппе Тотти. Он честно пытался досмотреть до конца один из фильмов о европейских врачах-волонтерах в Камеруне, которые борются с сонной болезнью, однако на 40-й минуте сдался и отправился пить пиво в один из баров рядом с Потсдамер-плац. Бурно жестикулируя, он цитирует названия наиболее кошерных, с его точки зрения, фильмов главного конкурса: "Наше великое горе", "Кто, если не мы?", "Прощение крови", "Вопль в небо".

Пока кинокритики до хрипоты спорят о том, что важнее – актуальность или художественность, менее искушенные зрители ежедневно выстраиваются в очереди в надежде попасть в один из 15 фестивальных кинотеатров. Почему-то забронировать билеты онлайн не было возможности уже на второй день работы фестиваля. В исключительных случаях организаторы даже вынуждены были устраивать дополнительные показы – как это, например, случилось с документальным фильмом "Ходорковский" (программа "Панорама") режиссера Кирилла Туши. История с похищением копии ленты накануне мировой премьеры и щедрая реклама ("Самый богатый русский бросает вызов президенту Путину. Битва титанов начинается") разогрели интерес до точки кипения. Обычно более сдержанная публика на финальных титрах сбилась на овацию и крики "Браво!".

Более спокойно был принят фильм Александра Миндадзе "В субботу" на другую вечно горячую тему – чернобыльскую. Действие картины происходит 26 апреля 1986 года. Мелкий партийный функционер пытается сбежать из Припяти, однако всякий раз обстоятельства одно нелепее другого этому мешают – то его девушка сломает каблук, то их занесет на чью-то свадьбу. Расшифровка главной метафоры картины – от себя не убежишь – оказалась не по зубам берлинской публике. Совместный кинопроект России, Украины и Германии получил один из самых низких рейтингов журнала Screen International. А во время пресс-конференции Миндадзе пришлось отбиваться от вопросов о том, почему в фильме так много пьют и почему русские все время снимают про радиацию.

Придайте объем

По сравнению с главным конкурсом – идеологически выдержанным, политкорректным и зачастую унылым, параллельные программы "Берлинале" всегда выгодно отличались. На этот раз кроликом, которого директор фестиваля Дитер Косслик извлек из шляпы, стали документальные фильмы, сделанные в 3D.

Прошлогодний председатель фестивального жюри Вернер Герцог показал "Пещеру забытых снов", снятую во французской пещере Шове, где были обнаружены наскальные рисунки. Возраст изображений – около 35 тысяч лет. Увидеть пещеру без помощи Герцога зрителям вряд ли удастся, она закрыта для туристов. После просмотра еще одного 3D-фильма, посвященного легенде современной хореографии Пине Бауш, зрители устроили овацию режиссеру Виму Вендерсу. Надо сказать, полностью заслуженно: объемность здесь воспринимается не как аттракцион, а как единственно адекватный способ передать пластику танца. Кроме прочих достоинств, картина дала вторую жизнь архивным записям поставленных Бауш балетов – "Кафе Мюллер", "Весна священная" и других.

Обозначили желание шагать в ногу со временем и украинцы – на "Берлинале" представили трейлер первого отечественного фильма в формате 3D под названием "Люблю и точка". Увы, работа украинского стенда не вызвала ажиотажа.

Чем ближе к 20 февраля, когда все призовые медведи узнают своих хозяев, тем меньше шансов угадать их имена. Видавшие виды кинокритики советуют ставить на фильмы, которые менее всего заслуживают быть отмеченными. В таком случае что-то прогнозировать – вовсе гиблое дело: на этот раз слишком много таких претендентов.

"Берлинале": карта местности

Berliner Palast на Потсдамской площади – главный фестивальный дворец. Комплекс с огромным стеклянным фасадом спроектировал итальянец Ренцо Пьяно. Фишка Berliner Palast – отсутствие фирменной лестницы вроде той, которая стала символом Каннского фестиваля.

Фото: АР
15-метровые белые буквы Holy Wood накануне открытия фестиваля установили в берлинском парке Тиргартен. По задумке экологов, ошибка в написании должна обратить внимание прохожих на бесчеловечное отношение людей к природе. Буквы видны только в светлое время, по ночам их используют как экран.
«Где Джафар Панахи?» – автомобили, украшенные такими вопросами и огромными портретами иранского режиссёра ездили по Берлину во время фестиваля. Панахи сейчас отбывает наказание в Иране за критику режима. Организаторы «Берлинале» решили поддержать кинематографиста, избрав членом жюри (на церемонии открытия его стул пустовал), а также устроив ретроспективу фильмов.

Фото: АР
Плакаты с рекламой «Тедди» (приз, который вручают за лучшие работы гомосексуальной тематики) расклеены по всему Берлину. На них изображён обнажённый до пояса юноша в окружении голубых пузырьков и розовых следов от поцелуев. В этом году пробу на политкорректность берлинцы выдержали с трудом – на некоторых плакатах появились оскорбительные надписи.

Долгожданные

Самые громкие премьеры 61-го Берлинского кинофестиваля

«Ходорковский», реж. Кирилл Туши
Двухчасовая нарезка из интервью об опальном олигархе, а также хроника его превращения в главного российского заключённого. Кульминация – интервью режиссёра с Михаилом Ходорковским во время суда над ним.
«Пина», реж. Вим Вендерс
Лента внеконкурсной программы, посвящённая знаменитой немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш. Критики называют «Пину» первой артхаусной картиной, снятой в 3D.
«Сказки ночи», реж. Мишель Осело
Снятая в 3D анимационная лента о старом кинотеатре, где по ночам оживают силуэты эльфов, принцев и принцесс, драконов, оборотней и колдуний. По мнению большинства критиков, вряд ли останется без награды.
«Кориолан», реж. Ральф Файнс
Режиссёрский дебют известного актёра. Фильм снят по мотивам одноимённой трагедии Шекспира, действие которой было перенесено Файнсом в наше время. В фильме снялись Джерард Батлер и Ванесса Редгрейв.
«Мишень», реж. Александр Зельдович
Антиутопия о Москве 2020 года – городе победившего гламура. Шесть персонажей в поисках личного счастья, которое близко и невозможно.К сценарию приложил руку писатель Владимир Сорокин.

Мария Терещенко, Фокус