Памятники себе. Звезды эстрады востребованы лишь в провинции

Есть ли жизнь после "Червоной руты"? "Динозавры украинской сцены" по-прежнему являются кумирами и желанными гостями в провинции

Related video

Они не платят денег за ротацию на радио и музыкальных телеканалах. Не снимают дорогих клипов и не сотрудничают с известными продюсерами. По-прежнему пишут и исполняют задушевные песни о родном крае и любви. Свято верят в то, что поддерживают украинскую культуру и сокрушаются по поводу современных нравов. Они – объект для стеба, и сами об этом знают. Некоторые из них безнадежно застряли в прошлом и отказываются принимать нынешнее положение дел в шоу-бизе. Они – это артисты эстрады старой закалки, которые, посмеиваясь, называют себя "динозаврами украинской сцены". Их имена на слуху у многих, но далеко не каждый сможет вспомнить хотя бы пару песен в их исполнении. Народные артисты Украины Павел Дворский, Иво Бобул, Лилия Сандулеса, Алла Кудлай, Павло Зибров и другие существуют в своем особом мире. Зато их, как и прежде, рады видеть в городках и поселках украинской провинции.

Параллельная вселенная

Певец и композитор Павел Дворский стал известным в 1985 году, когда после шести лет работы в ВИА "Смеричка", куда он пришел на смену Василию Зинкевичу, его песни начал исполнять Назарий Яремчук. Тогда же он записал свои хиты "Стожары", "Маки для сына" и другие – те, которые до сих пор поет на своих концертах.

Черная широкополая шляпа, седые кудри из-под нее и широкая искренняя улыбка – Дворский выглядит пришельцем из 80-х. Общаться с ним легко – как со старым знакомым. "Это мой сын Павлуша. Моя жена Светлана", – знакомит с домочадцами артист. Черная Subaru исполнителя ждет нас возле новостройки в столичном районе Теремки, чтобы отвезти на концерт в городок Сквира под Киевом.

Всего полтора часа пути, и мы на месте. Огромная рукописная афиша на стене местного Дома культуры сообщает жителям городка о концерте самодеятельности – на закуску выступление Павла Дворского. В здании – облупившаяся краска на стенах, пластиковые цветочки по углам, старенький скрипучий паркет и запах сырости. При виде народного артиста сотрудницы сквировского Дома культуры расцветают золотозубыми улыбками и суетятся в попытках угодить важному гостю. На столе в небольшой гримерке, где по углам расставлены древние музыкальные инструменты и аппаратура, – угощение для столичных визитеров. Чай в пакетиках, заботливо нарезанные администрацией бананы с апельсинами и две горки бутербродов.

Проверка звука в пока пустом и холодном зале в компании слегка нетрезвого местного звукорежиссера, перекус – и Павел-старший облачается в белоснежный концертный костюм. Здесь же, советуясь с сыном, артист на коленке составляет список песен для выступления и выбирает диски с "минусовкой". "Я всегда работаю только живьем, – говорит Дворский. – Можно требовать цену за выступление, но ее надо отрабатывать. Пока Бог дает мне силы, я стараюсь людей не обманывать, чтобы они слышали, как я сейчас пою, и чтобы я мог спокойно смотреть им в глаза".

После юных талантов, поющих исключительно русскую попсу, на сцене наконец появляется Павел Дворский. С его выходом народ оживляется, хлопает в ладоши и начинает шушукаться, обсуждая белый костюм артиста. Дворский заводит "Смерекову хату", которую исполняет со времен участия в ансамбле "Смеричка", и люди в зале пускаются в пляс. Пляшут не только те, кто в возрасте, но и молодежь. Рядом со мной хлопает в ладоши и приговаривает "Павлуша!" супруга Дворского Светлана, отовсюду веет пивным перегаром и табачным дымом. На фоне народного разгула Дворский в своем белоснежном костюме-тройке выглядит инопланетянином.

"Как жаль, что Павел Ананьевич редко приезжает в наши края. Почти никто к нам не ездит. А хочется иногда культурно провести время. Какой он все-таки красивый и талантливый!" – мечтательно вздыхает после концерта на выходе из Дома культуры женщина с хнычущим ребенком под мышкой. Певец и рад бы приезжать к сквировским поклонникам чаще, но не позволяет плотный концертный график. Основной источник заработка исполнителя – небольшие концерты. Вместе со старшим сыном они на своей машине объездили с выступлениями всю страну. В среднем артист дает 4–5 концертов в месяц, иногда 8–9. По словам Дворского, пафосные "сборные солянки" во Дворце "Украина" денег не приносят: "Хорошо, если в ноль вообще выйдешь". Певец не стесняется говорить о своих гонорарах – за выступление он берет от $1 тыс. до $5 тыс. "Что мне скрывать? Во-первых, все и так знают, а во-вторых, у меня же нет замков и катеров", – улыбается Дворский.

Сам себе Бобул

Певец и композитор Иво Бобул, начинавший свою музыкальную карьеру в начале 70-х, сегодня больше известен как герой добродушно-ироничной песни группы "ТНМК", где предстает в образе супергероя, который "пісню заспіває" и "всім допомагає". Сам артист уверяет, что с "ТНМК" он в дружеских отношениях и помогает им при случае чем может. Однако других молодых украинских музыкантов Бобул не жалует: "Я сам по себе. Уважаю талантливых. Можем пообщаться, но среди них у меня, кроме двух-трех, друзей нет. Пусть продержатся лет 20, а там уже можно будет говорить".

Сегодня он продолжает писать песни и выступать. Часто и охотно ездит в Россию, где выступает с тамошними коллегами – например, с Александром Серовым. Бобул не скрывает иронии: "Чтобы показали по нашему телевидению, мне нужно сначала съездить выступить в Москву, а потом вернуться".

На вопросы о заработках 57-летний исполнитель реагирует резко и экспрессивно: "Мне хватает. По помойкам не хожу, стараюсь вести здоровый образ жизни". В месяц Бобул, по его словам, дает в среднем 10–15 концертов. Успевает преподавать в столичном эстрадно-цирковом училище – учит студентов вокалу. В небольшом кабинете довольно тесно, и монументальный исполнитель, кажется, занимает все свободное пространство. У него постоянно звонит телефон, а в предусмотрительно закрытую на ключ дверь все время кто-то ломится. "Я занят! Что ты стучишь?" – громогласно вопрошает Бобул. После чего продолжает монолог об упадке уровня культуры в стране, отвратительном качестве газет, отсутствии работы для артистов и повсеместном стяжательстве в шоу-бизнесе.

Кому сейчас легко?

"Несметных богатств они не зарабатывают. Шоу-бизнес в понимании исполнителей того поколения – это близкие отношения с людьми, у которых есть деньги или власть. То есть концерты во Дворце "Украина" они устраивают именно для того, чтобы приглашать нужных людей. Ну и по провинции выступают – вплоть до того, что по селам ездят. В сложные времена – за полкабана и мешок картошки", – рассказывает о жизни своих старших коллег солист известной украинской поп-группы, попросивший не называть его имени. По его словам, завести знакомства с власть имущими таким артистам несложно – сами они люди обаятельные, а чиновники, особенно в регионах, питают слабость к публичным людям. "Например, есть такие, как Степан Гига (украинский исполнитель, народный артист Украины. – Фокус). Он вообще беспрерывно "чешет" по провинции уже лет 10–15, такая у него тактика. Раз в два месяца в каждом западноукраинском городе поет "На могилі моїй посадіть молоду яворину", – рассказывает собеседник Фокуса.

Генеральный продюсер телеканала М1 Валентин Коваль считает, что украинские эстрадные корифеи – явление уникальное. По его словам, в свое время они отказались играть по новым правилам, как это сделали Алла Пугачева или Валерий Леонтьев. "В отличие от России, у нас старшее поколение исполнителей существует в отрыве от мэйнстрима, – делится наблюдениями генпродюсер. – Они ушли в автономное плавание, выпали из общей системы, где варятся сейчас молодые".

Зато приверженность традициям по-прежнему находит отклик у слушателей постарше. "Та публика, которая любила этих артистов 15–20 лет назад, не исчезла. Их поклонники, взрослея, как правило, становятся более преданными слушателями, чем менее консервативная молодежь, которая согласна менять своих идолов каждый день", – объясняет Коваль феномен популярности "динозавров".

Ирина Навольнева, Фокус