Шоу под солнцем. Одна из пионеров Cirque du Soleil рассказала о российско-украинском гетто в цирке

Одна из "пионеров" Cirque du Soleil, Кармен Рюст рассказала Фокусу о том, как встала на ходули, о российско-украинском гетто в цирке, а также о том, почему в шоу не берут животных

Related video

Кармен Рюст легко представить на ходулях. Видимо, потому, что немалую часть жизни она именно на них и провела. В свободное от занятий танцами время Кармен осваивала акробатику, трапецию и канат, участвовала в театральных труппах "Артисты на ходулях из Бе-Сент-Пол" и "Клуб высоких каблуков", была одной из тех, кто в 1984 году вместе с Ги Лалиберте и Жилем Сен-Круа создавали Cirque du Soleil в канадском Квебеке. Затем работала ходулисткой, постановщиком, занималась кастингом, была художественным координатором шоу La Nouba. Сегодня она –
творческий директор арена-версии шоу Saltimbanco, с которым уже ставший легендарным Cirque du Soleil дебютирует в Киеве 27 ноября. Кстати, свои ходули она хранит до сих пор и, если понадобится, всегда готова на них встать. Говорит, без ходулей не жизнь, а реальность.

– Кармен, с чего бы это девушке из приличной семьи в благополучной Канаде становиться на ходули и давать уличные представления, пуская шапку по кругу?
– Все очень просто. Я училась в школе, любила фильмы Феллини, где были клоуны и музыка Нино Рота. А в начале 80-х познакомилась с ходулистами, жонглерами, глотателями огня, танцорами. Всех свел Жиль Сен-Круа, а Ги Лалиберте (сегодня владелец Cirque du Soleil. – Фокус) был одним из нас – он играл на аккордеоне, жонглировал и делал трюки с огнем.

– Было ли тогда ощущение, что Ги, который бросил колледж и уехал на гастроли с труппой бродячих циркачей, станет владельцем крупнейшего бренда и миллиардного состояния?
– Такого ощущения не было, да об этом тогда и не думали. Просто нам нравилось то, что мы делаем, – придумывать номера, репетировать, шить костюмы, выступать. Мы жили, не особо заморачиваясь будущим. Выступали на улицах, пускали шляпу по кругу, и все, что зарабатывали, уходило на следующую постановку. Это было весело и безрассудно.

– Хотите, угадаю вопрос, который чаще всего вам задают в Украине и России. Правда ли, что львиную долю актеров цирка сегодня составляют украинцы и русские?
– Ваш вопрос популярен, это правда. Действительно, в середине 90-х на некоторых шоу, например Alegria, более трети артистов были из бывшего Союза. Это было настоящее русско-украинское гетто внутри цирка. Случались даже проблемы с введением в номера исполнителей из других стран. Однако со временем состав стал более многонациональным. А в шоу Saltimbanco, которое мы привезли в Киев, работают артисты из 22 стран, в том числе трое родом из Украины.
Одну из ролей в акробатическом трио, которым открывается Saltimbanco, исполняет Виктория Жердева, заслуженный мастер спорта Украины, чемпионка мира и Европы по акробатике. В Cirque du Soleil она с 2007 года – работает вместе с мужем Дмитрием, оба участвовали в создании арена-версии этого шоу. Кстати, главный тренер Saltimbanco – Дмитрий Калинин, завершив спортивную карьеру в России, пришел в Cirque du Soleil в 1994 году воздушным гимнастом в шоу Mystere.

– В чем, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны актеров из стран бывшего Союза?
– Сильная сторона – атлетизм. К нам приходили настоящие звезды спорта, чемпионы мира и Олимпийских игр – среди канадцев и американцев спортсменов такого уровня в цирке не было. А вот с артистизмом у них гораздо хуже. Многие поначалу противились мастер-классам по актерскому мастерству, занятиям по хореографии. Танцевальный урок для украинцев и русских вообще был катастрофой. Но и это тоже меняется.

– Случаются ли травмы и насколько защищенными чувствуют себя актеры цирка?
– Естественно, травмы бывают, поскольку это занятие, которое предполагает риск. Если случаются серьезные проблемы во время выступлений, артиста доставляют в Монреаль, ему делают операцию, в случае необходимости он проходит реабилитационный период и возвращается в шоу. У всех полная медицинская страховка. В Квебеке, где все наши шоу начинают жизнь, требования к безопасности в цирке такие же строгие, как, например, в строительном бизнесе.
Работающие в Cirque du Soleil получают не только медицинскую страховку, но и особые условия жизни во время гастролей. Если это шапито, то с собой привозят все, включая кухню и школьные корпуса для детей артистов, получающих образование даже в кочевых условиях. Кроме всего прочего, цирк помогает артисту сменить профессию, когда он уже не хочет или не может выступать.

– Шоу Cirque du Soleil – это не только рисковая акробатика и яркая сценография, но и мощная философия. Как вам удается продавать миллионам зрителей сюжеты о смерти клоуна (Corteo) или мистическую версию происхождения мира (Mystère)?
– С самого начала Ги говорил, что мы продаем мечту. Мы хотим достучаться до зрителей, чтобы они получили удовольствие, забыли о проблемах и страхах, которые в обычной жизни только мешают.
Кстати, страхи есть и у всемогущего Ги, в чем он честно признается: "Успех порождает страх потерять все, чего ты достиг. Это то, что я боюсь увидеть в Cirque du Soleil. Как только вы начнете испытывать этот страх, вы теряете способность рисковать, делать такие вещи, которые до вас никто никогда не делал".

Сейчас Ги Лалиберте 52 года, его состояние Forbes оценивает в $2,5 млрд., он участник рейтинга 100 самых влиятельных людей мира по версии Time, а с недавнего времени – космический турист (осенью 2009 года Ги провел 11 дней в космосе). Чем не способ потратить 35 млн. в разгар экономического кризиса?

Цирк, да и только

  • 5000 человек из 50 стран, в том числе 1300 артистов работают в Cirque du Solei, из них 20–25% – выходцы из стран бывшего Союза. Годовой оборот цирка – почти $1 млрд.
  • 100 млн. зрителей более чем в 300 городах на пяти континентах увидели 22 шоу Cirque du Soleil с 1984 г.
  • 51 артист из 20 стран занят в шоу Saltimbanco, которое будет показано в киевском Дворце спорта. В 2007 г. шоу было адаптировано для спортивных арен.

Михаил Кригель, Фокус