Канны и драмы

61-й Международный Каннский фестиваль закончился награждением скромной ленты Лорана Канте «Между стен». Однако чествование французского кинематографа прошло незамеченным из-за более ярких событий, волновавших Ривьеру в фестивальные дни

Related video

Самым распространенным заблуждением является то, что знаменитые красные ступени в Grand Lumiere, запечатленные на логотипе фестиваля, служат звездам прямой дорогой в кинотеатр. На самом деле знаменитостей, как разряженных картонных кукол, проводят по красной дорожке под непрерывное щелканье фотокамер, а через пять-десять минут после начала фильма, не дав насладиться экранной действительностью, выводят по запутанным переходам к черным лимузинам и увозят обратно на яхты или в золотые клетки отелей-люкс. Простые смертные, которые потеют в залах, переживая трагедии бельгийских наркоманов или бразильских матерей-одиночек, а потом толпятся на выходе у боковых дверей, могут только пожалеть celebrities, ведь у них нет возможности наблюдать за ведущими фестивальными событиями.

В этом году конкурсная программа была составлена по классическому фестивальному принципу: немного арт-хауса, один голливудский блокбастер, парочка исторических драм, нечто о политике и непременно душераздирающая социальная драма.

Выездной вариант ГолливудаНаграды Каннского фестиваля:
"Золотая пальма"
Большой приз жюриПриз жюриЛучший сценарийЛучший режиссер За творческие заслугиЛучший актерЛучшая актрисаЛучший дебютЛучшая короткометражка

Каннская премьера "Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа" превратилась в праздник Голливуда. При входе в гостиницу "Карлтон" соорудили древнюю пещеру инков, некогда населявших Перу, где археолог Джонс и искал хрустальный череп. Между нишами и фронтонами дорогого отеля с плакатов грозно смотрели главные герои "Индианы-4": Кэйт Бланшетт в роли русской разведчицы Ирины Спалко и ее противник – американский археолог Индиана с подручными. По улицам города сновали агенты Paramount, раздавая знаменитые шапки с Индианой, поэтому на побережье можно было легко узнать истинных поклонников Харрисона Форда и самого фильма. Форд появился на красном ковре в обнимку со Спилбергом и Джорджем Лукасом, но несмотря на щегольской бриллиант в ухе и бодрый взгляд, зрители успели заметить жировые складки 66-летнего актера, скрытые парусиновыми штанами.

Классический Голливуд в конкурсной программе представил Клинт Иствуд. В его ленте "Обмен" описываются события 90-летней давности, произошедшие в Лос-Анджелесе. У матери-одиночки (блестяще сыгранной Анджелиной Джоли) пропадает 10-летний сын. Местные власти, желая поскорее отчитаться о проделанной работе, заставляют мать признать своим сыном первого встречного мальчишку. Но женщина отказывается, тогда ее помещают в психушку и пытаются убедить в том, что она просто спятила. Как и реальное событие, картина Иствуда заканчивается на тяжелой ноте: мать доживает до преклонного возраста, так и не узнав о судьбе своего ребенка. Работа американского режиссера потрясла всех настолько, что председатель жюри Шон Пенн пригрозил приостановить фестиваль и вручить Иствуду "Золотую пальмовую ветвь" вопреки местным традициям награждать молодежь.

Документальный мультфильм
Стив МакКуин, известный британский документалист и обладатель премии Тернера, праздновал в этом году свой художественный дебют. Его лента "Голод" в лаконичном стиле (минимум художественных деталей и полная концентрация на драматической игре актеров) поведала о мужественной голодовке и смерти борца ИРА Бобби Сэнда в 1980-х годах. Другим интересным проектом, тоже о 80-х, можно назвать анимационный документальный фильм израильтянина Ари Фолмана "Вальс с Баширом". Участник первой ливано-израильской войны Фолман попытался реконструировать свою память, а с ней и военные события прошлых лет. Некоторые критики считают, что своей лентой он создал новый киножанр, так называемый animated documentary.

Итальянский режиссер Марко Туллио Джордана поведал о политических перипетиях из прошлого своей страны. Прославившийся фильмом "Лучшие из молодых", Джордана на этот раз снял классическую эпопею "Бешеная кровь" о Второй мировой войне и судьбе двух итальянских актеров Освальдо Валенти и Луизе Фериде, расстрелянных партизанами за несколько часов до объявления мира. Как и подобает итальянцу, его больше интересовали чувства и эмоции, нежели историческая правда. Лука Цингаретти был великолепен в роли Валенти, а вот Моника Беллуччи не смогла освободиться от имиджа гранд-дамы, поэтому играла 20-летнюю Фериду с высокомерием кинодивы.

Атака социальных драм
В фестивальной программе наметилось засилье тяжелых социальных драм. В "Молчании Лорны" двукратные каннские лауреаты Жан-Пьерр и Люк Дарденны рассказали о молодой албанке, которая вышла замуж за наркомана, чтобы получить бельгийский паспорт. Как только цель была достигнута, наркомана тихонько убирают, а девушке прочат в женихи русского бандита, тоже нуждающегося в бельгийском гражданстве.

У Брюно Подалидеса в "Версале, правый берег" бездомная мать слонялась по улицам со своим сынишкой, пока не забрела в версальские леса, где повстречала другого "униженного и оскорбленного". После ночи любви она подбросила ему мальчика и исчезла в поисках лучшей жизни.

У Лорана Канте в ленте "Между стен" молодой учитель Франсуа бьется с бездарными школьниками, детьми из эмигрантских семей. Он пытается привить им любовь к знаниям, но подростков больше интересует улица. Картина не отличается глубоким сюжетом – все действие построено на диалогах учителя с учениками. Характеры героев и их жизнь вне школы остаются за кадром. Это не помешало жюри наградить Канте "Золотой пальмовой ветвью", первой для Франции за 21 год.

После просмотра подобных картин у каннских гостей остался тревожный осадок, у них начались депрессии, а в жизни прибавилось драматизма. Одна журналистка поведала историю о том, что ее выгоняют из парижской квартиры, а ее итальянский коллега пережил серьезную драму разрыва со своей давней подругой. У многих перед глазами возникали картины нищеты, голода и конца цивилизации. Каждый раз, открывая двери своих каннских апартаментов, журналистам приходилось судорожно озираться по сторонам, ожидая нападения какого-нибудь верзилы вроде приехавшего на фестиваль Майка Тайсона, который либо изнасилует, либо что-нибудь отнимет, например, фотокамеру.

К югу от большого кино
Неожиданным для Каннов явилось засилье южноамериканских фильмов. Вероятно, подобный интерес к Черному континенту вызван недавним вторжением североамериканцев в этот девственный кинорегион, а может быть, склонных к благотворительности французов привлекает экзотика социальной нищеты. Однако фестивальной публике и здесь не удалось отдохнуть от экстремальных жизненных коллизий: тюремные роды ("Арестантская"), трагическая смерть юной девушки и ее брата ("Праздник умершей девушки"), полуголодные будни беременной матери-одиночки и четырех ее сыновей в заброшенном бразильском квартале ("Линия пути").

Если не сами латиноамериканцы, то их американские и европейские коллеги проявили неожиданный интерес к этому региону. Стивен Содерберг посвятил свою четырехчасовую эпопею аргентинскому доктору и революционеру Че Геваре. А Эмир Кустурица, снявший документальный фильм о Диего Марадоне, гонял после премьеры картины футбольный мяч по красным ступенькам фестивального дворца.

Украина в павильоне
Во всей этой шумихе почти незаметно прошла презентация первого украинского павильона на Каннском кинорынке, появившегося благодаря поддержке Международного благотворительного Фонда "Украина 3000" Екатерины Ющенко. Украинцы представили 7 полнометражек: "Кастинг" Александра Шапиро, "Иллюзия страха" Александра Кириенко, "Сафо" Роберта Кромби, "Богдан Зиновий Хмельницкий" Николая Мащенко, "Прикольская сказка" Романа Ширмана, "Владыка Андрей" Олеся Янчука и "Тринадцать месяцев" Ильи Ноябрева. Украинское кино вызвало неподдельный интерес у профессионалов, и в первые фестивальные дни наблюдалась высокая посещаемость павильона. А местная газета Cannes Market Daily даже посвятила украинскому кинематографу отдельную статью.