Танцы плюс. Национальный оперный театр экспериментирует со светом, музыкой и пластикой

После многих лет застоя в украинском балете грядет настоящая революция. На сцене Национального оперного театра "Ромео и Джульетту" теперь танцуют не под музыку Прокофьева или Леонарда Бернстайна, а под хиты группы Radiohead

Related video

Спектакль Radio&Juliet — уникальное событие для Украины. Так смело с классикой здесь не обращались никогда. Вместо декораций — видеопроекции и игра света, костюмы — без претензий на историзм, пластика — динамичная, насыщенная эмоциями, музыка — 11 композиций лидера Radiohead Тома Йорка. Помимо всего прочего, в современном варианте история "любовников злосчастных" развивается в обратном направлении — от конца к началу.

Премьерные показы спектакля 20–21 апреля собрали полный аншлаг, за которым последовали восторженные отзывы критиков. По словам постановщика, румынского хореографа Эдварда Клюга, реакция зрителей была даже более позитивной, чем в других странах. Для Клюга стала сюрпризом и готовность украинских танцовщиков к работе над современной постановкой: "Собрать не один, а два сильных состава —
роскошь для любого театра. В Киеве это стало возможным". В первый день роли Ромео и Джульетты исполняли Денис и Анастасия Матвиенко, во второй — Сергей Сидорский и Анастасия Шевченко.

Денис Матвиенко танцевал ведущую партию и на премьере спектакля в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, состоявшейся в июне прошлого года. Сегодня же он живет и работает в Киеве — именно с его назначения художественным руководителем балетной труппы Национальной оперы и началась новая жизнь украинского балета.

Всерьез и надолго
Radio & Juliet — не гастрольный спектакль, а первый современный балет в репертуаре Национальной оперы Украины. Теперь отечественные зрители смогут смотреть его регулярно. По словам театрального критика Анны Ставиченко, постановка Эдварда Клюга — это огромный прорыв, прежде всего для самих танцовщиков. Потребность в современных постановках существовала в труппе уже давно: многие артисты, включая солистов основных классических балетов, таких как "Жизель" и "Лебединое озеро", мечтали попробовать себя в кардинально другой образности, эстетике, технике, но не имели такой возможности. "Увы, прогресс труппы не означает автоматически прогресс публики, — говорит Ставиченко. — К современному балету нужно быть готовым, как и к любому проявлению современного искусства. Невозможно всю жизнь любить живопись Рафаэля, а потом за один день внезапно проникнуться творениями Бэнкси (британский уличный художник. — Фокус). Да, хороший вкус помогает адаптироваться быстрее, но все равно нужно иметь в запасе достаточное количество просмотренных современных балетов".

В Украине любители современного танца уже успели оценить спектакли "Киев модерн-балета" во главе с Раду Поклитару. Однако их публика — это скорее поклонники конкретного авторского театра. Явлением такого же уровня, как Radio&Juliet, их постановки пока не стали.
"Мы не то что отстали, мы еще толком не стартовали, — говорит Денис Матвиенко. — То, что я пытаюсь осуществить сейчас, нужно было делать еще 15 лет назад. Мы обновляем репертуар и вводим в него современные постановки известных хореографов, которых до недавнего времени в театре не было вообще".

Шекспир для рокеров
Идея создать постановку, сочетающую в себе классическую историю любви Ромео и Джульетты и современную музыку, не была внезапной. Том Йорк — один из любимых исполнителей хореографа Клюга. "Для меня музыка — нечто очень интимное, и решение поделиться ею с публикой было непростым, — сказал Фокусу румын. — Песни выбирались в процессе работы над постановкой. Я стал слушать привычные композиции иначе — больше вникал в слова и подбирал под них соответствующие движения". В таком спектакле, как Radio&Juliet, правильно подобранная песня — это в первую очередь поддержка для танцовщиков. Саундтрек должен создавать атмосферу конкретного момента, который они передают в танце. Большинство песен, использованных в спектакле, из поздних альбомов Radiohead — Kid A, Amnesiac и Hail to the thief (2000, 2001 и 2003 гг.). Единственную песню из раннего творчества группы — Bulletproof… I Wish I Was ("Если бы я был пуленепробиваемым" — с англ.) из альбома The Bends (1995 г.), Клюг выбрал для сцены смерти Меркуцио.

Музыкант Виктор Матвеев — поклонник Radiohead, но один из немногих недовольных украинской премьерой Radio&Juliet. По его мнению, музыкальная драматургия в постановке не выстроена: танцовщики еще не научились работать без симфонического оркестра, без потока живой музыки, который он создает. "В этой постановке герои не развиваются вместе с музыкой, а пытаются подстроиться под нее, под голос и аккомпанемент, — говорит Матвеев. — Хотелось какого-то внутреннего развития и потока эмоций, а не отдельно взятых сценок".

Танцорам и в самом деле было трудно приспособиться к "дискретной" музыке. "Все очень насыщенно, и поначалу сложно собрать отдельные фрагменты в единое целое", — говорит заслуженный артист Украины Сергей Сидорский, который много лет танцует Ромео в постановке прокофьевского классического балета, а с апреля — и в современной версии Клюга. "В классическом варианте больше физической работы", — объясняет Сидорский. Что уж говорить, если первый спектакль длится три акта, а второй — всего один. "Но в новой постановке больше чистых эмоций и стилистической строгости. Когда долго танцуешь только классику, нестандартная техника дается нелегко, но если начинает получаться, то это ни с чем не сравнимое удовольствие", — признается он.

В этом сезоне последний шанс посмотреть Radio&Juliet представится 2–3 июня в Национальной опере Украины. Но и в следующем сезоне спектакль со сцены не сойдет.

Всегда премьер
Прежде чем возглавить балетную труппу Национальной оперы Украины, Денис Матвиенко успел поработать на лучших мировых площадках.

  • Родился 23 февраля 1979 г. в городе Днепропетровске
  • Будучи студентом Киевского хореографического училища, дебютировал на сцене Национальной оперы Украины в партии принца Дезире в спектакле "Спящая красавица"
  • В июне 1997 г. стал премьером Национальной оперы Украины
  • С марта 2001 г. по март 2002-го был ведущим солистом в Мариинском театре, Санкт-Петербург
  • С января 2003 г. по октябрь 2007-го — премьер Национального театра оперы и балета Украины
  • С октября 2007 г. до марта 2009-го — премьер Михайловского театра оперы и балета, Санкт-Петербург
  • С марта 2009 г. — премьер Мариинского театра, Санкт-Петербург
  • С ноября 2011 г. — художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Украины
  • Заняв должность руководителя балетного цеха, он продолжает карьеру танцовщика, оставаясь приглашенным премьером Мариинского театра, приглашенным солистом Большого театра (Россия), Ла Скала (Италия), Гранд-опера (Франция), New National Theatre (Япония) и АВТ (Нью-Йорк)

Ольга Шиленко, Фокус