Тени будущего

Открывшаяся в PinchukArtCentre выставка украинско-американского искусства GENERATIONS.UsA – из разряда пионерских. Не только потому, что представленные на ней творения – дело рук молодых художников из США и Украины. А еще и потому, что многие из нынешнего поколения – первопроходцы нового, неизвестного нам искусства. Собственно, эта идея и зашифрована в названии выставки

Related video

В проекте принимают участие 12 украинских и 8 американских художников, чье творчество — лакомство для знатоков youth art (искусства молодых). К примеру, обморочная стрит-артистка Свун ("swoon" по-английски и значит "обморок"). Она — из тех художников, которые рискуют, создавая свои шедевры на стенах домов. Благодаря американке актуальное искусство в прямом и переносном смысле поднялось на невиданную высоту. Свун, как, впрочем, и ее коллега Шепард Фейри, "оживляет" стены нью-йоркских многоэтажек. Подобно паучку, оплетая их бумажными паутинками, рисует портреты людей. Несмотря на то, что девушка считает музеи и галереи "крематориями искусства" — все же приехала в Киев и на свой манер украсила PinchukArtCentre (похожей картиной работы Свун можно полюбоваться на стене дома по адресу ул. Саксаганского, 12-а — это презент художницы киевлянам).

Но что это мы все об американцах? Есть у нас собственная Свун — Елена Полященко, автор "Копченых картинок", мощно развившая концепцию творчества наших подъездных хулиганов, портящих побелку с помощью спичек. Не кривя душой можно сказать: при взгляде на ее творения ощущаешь затхлый запах "сьогодення". 25 марта, когда закончится выставка, работы обеих девушек смоют со стен PinchukArtCentre. Недолговечность современного искусства — еще одно из веяний времени.

Ерунда на грани шедевра
Разумеется, GENERATIONS UsA не удалось избежать сравнений с предыдущей экспозицией PinchukArtCentre "Новая реальность". О последней, должно быть в силу ее новизны, публика говорила едва ли не с восторженным придыханием. GENERATIONS UsA повезло меньше. "Ерунда какая-то" — лейтмотив высказываний некоторых посетителей выставки. Особенно досталось от неискушенной публики киевской художнице Жанне Кадыровой — за ее скульптуру (по сути — смятую обертку от конфеты "Красный мак").

Александр Соловьев, куратор украинской части мероприятия, полагает:
— Возможно, работы молодых и несовершенны, но в них можно увидеть тень будущего. Именно молодежь 20-30 лет, ориентированная на эксперимент, с ее созидательной дерзостью — настоящий двигатель прогресса. Шедевров сейчас не может быть по определению. Художник уже не демиург, не креатор, не гений, а винтик арт-индустрии. Перенесите эту ситуацию на попсу, на топ-двадцатку клипов. Посмотрите, с какой скоростью она меняется! То, что слушали полгода назад, сейчас уже никто и не вспомнит… Самый верный критерий, по которому надо оценивать творчество художника, это насколько точно он умеет отразить время.

Негатив и позитив
К несчастью, открытие выставки совпало с днем похорон народного депутата Евгения Кушнарева. Столичный политбомонд, собиравшийся явиться на GENERATIONS UsA, а также хозяин галереи Виктор Пинчук, отбыл в Харьков — проститься с "регионалом". Исключение составили экс-глава секретариата Президента Олег Рыбачук, нардепы Николай Катеринчук, Давид Жвания и посол США Уильям Тейлор. Запланированный "расстрел" красного "мерседеса", припаркованного возле Центра, отменили. Может быть, просто вспомнили известное "пуля — дура" и не рискнули испытывать судьбу.

Тем более что кое-кто из гостей, памятуя о пожаре, случившемся в помещении Центра на первой выставке в сентябре, вслух обсуждал возможность обвала творения работы эпатажного Ильи Чичкана, расположенного над входом PinchukArtCentre и сильно смахивающего на обычные строительные леса, обтянутые блестящей подарочной бумагой.

Тем не менее, новый президент PinchukArtCentre — Питер Дорошенко — излучал оптимизм:
— Выставка великолепная! В общем, она подтверждает мысль: не имеет значения, где вы проживаете сегодня — в Киеве или в Майями. С развитием информационных технологий разница между творчеством художников разных стран все менее ощутима. Тем важнее найти людей, у которых есть свои мысли, личный опыт, способные обогатить культуру постмодерна. Собственно, по этому принципу мы и отбирали работы для выставки. Уверен, что в скором времени PinchukArtCentre станет восточноевропейской столицей современного искусства. У нас есть для этого все необходимое. Кроме выставок, планируем проводить в центре семинары, лекции, мастер-классы. Непременно будем знакомить украинцев с наиболее актуальными и интересными художниками. И, разумеется, продвигать современное украинское искусство в мире.