АйФильм-1. В украинский прокат вышла лента Джобс: империя соблазна

Кинобиография основателя Apple получилась как новый пластмассовый айфон. Даже яркая игра Эштона Катчера не спасла фильм "Джобс: империя соблазна" от налета дешевизны и ощущения, что вам не сказали ничего нового

Related video

70-е годы. Кафе в престижном колледже. На диване спит босой патлатый юноша. Его грязные пятки смотрят в камеру. Это будущая знаменитость Стив Джобс (Эштон Катчер), превративший высокие технологии в религию. Из его диалога с приятелем становится ясно: накануне была отвязная вечеринка и друзья сильно перебрали. По ходу дела Джобс сообщает декану Джеку Дудману (Джеймс Вудс), что решил навсегда уйти из колледжа. Затем он знакомится с какой-то черноглазой красоткой. Спит с ней. Закидывается с друзьями ЛСД. Пускает скупую мужскую слезу, потому что в младенчестве его бросили биологические родители. Стоит в ржаном поле, раскинув руки, как Христос, — недвусмысленный намек на то, что нам сейчас покажут историю восхождения нового мессии. На этом художественные и поэтические моменты в фильме заканчиваются. Начинается детальное и заурядное повествование о том, как хипарь поднялся на самый верх благодаря своей смекалке, крутому нраву и звериному чутью, что компьютерная приставка, изобретенная его другом Стивом Возняком (Джош Гэд), — "это та вещь, которую вскоре захочет иметь каждый". Фильм охватывает примерно двадцать лет из жизни основателя Apple — восхождение, падение (в 80-е Джобса выгнали из корпорации) и триумфальное возвращение в 90-е.

Фильм, который вышел в украинский прокат 19 сентября, можно сравнить с новым iPhone 5C с цветным пластиковым корпусом по цене 99–199 долларов, который недавно презентовали в Apple. Выпуск гаджета для бедных свидетельствует о резкой смене концепции в компании: при Джобсе упор всегда делался на стильность товаров премиум-класса. Пластик не может быть стильным. В "Джобсе" нет ни красоты, которую так ценил главный герой ("Мы сделали значки на экране такими красивыми, что вам захочется их лизнуть"), ни сексуальности, которая, по его словам, всегда должна быть присуща гаджетам Apple. Монтаж по-сериальному зауряден. Сюжет предсказуем: на двадцатой минуте становится понятно, что не стоило предварительно читать в Википедии о главном герое, поскольку все заявленные события в ленте — поверхностная информация из интернета. Впрочем, серость картины уравновешивается зрелой игрой Катчера, который изображает бизнесмена с душой рок-н-ролльщика с такой достоверностью, что некоторые эпизоды кажутся документальными. И хотя картину в пух и прах разнесли американские кинокритики, есть в ней совершенно искреннее, почти дет-ское преклонение перед Стивом Джобсом. Связано это с тем, что кино задумал новичок в кинобизнесе — предприниматель из Далласа Марк Халм, не имевший ни опыта кинопроизводства, ни связей в киноиндустрии. Он и стал его продюсером. Сценарий Халм заказал сотруднику собственной фирмы Метту Уайтели, прежде сценарии не писавшему. Единственным профессионалом в тройке главных авторов стал режиссер Джошуа Майкл Штерн, до этого не сделавший ни одной удачной картины. Снимать же автобиографию человека известного, и тем более человека, который недавно умер, — дело изначально неблагодарное. Всегда найдутся его современники, которые скажут: "Так не было". Ленту раскритиковал Стив Возняк, который в настоящее время консультирует оскароносного сценариста Аарона Сорокина ("Социальная сеть"). Последний адаптирует для кино биографию Джобса авторства Уолтера Айзексона. Будущая лента наверняка окажется более удачным проектом, учитывая заслуги автора сценария. Что же касается ленты Халма, то она провалилась в американском прокате. В первую неделю картина с бюджетом в $12 млн собрала $6,7 млн. Сборы оказались ниже ожидаемых. В киностудии Open Road Films, на базе которой делали фильм, заявляли, что картина за первый уик-энд соберет от $8 до 9 млн.

Какая прокатная судьба ожидает "Джобса" в Украине, судить пока рано, но надо отдать должное нашим кинопрокатчикам, которые для раскрутки картины предприняли яркий пиар-ход. Озвучить ленту на украинский язык были приглашены отечественные бизнесмены и представители шоу-бизнеса. Джобс заговорил голосом телеведущего и Президента фонда Eurolab Андрея Пальчевского. Оппонента Джобса — Джефа Раскина озвучил основатель фонда Aventures и мультимедийного-провайдера DIVAN.TV Андрей Колодюк. Из известных персон засветился вокалист группы "Друга ріка" Валерий Харчишин, который дублировал патлатого технаря. Харчишин считает, что его герой вполне мог бы быть бас-гитаристом какой-нибудь американской рок-группы.

Сам дубляж, несмотря на непрофессионализм актеров, оказался на удивление естественным. Особенно ответственно к задаче отнесся Пальчевский. Миллионер, прежде чем приступить к работе, отсмотрел десятки видеороликов с Джобсом. По его словам, американец — этакий библейский персонаж, и если когда-нибудь напишут ай-Библию, то он в ней будет фигурировать как пророк.

Гики в кадре
Три фильма о компьютерных гениях современности

"Социальная сеть" (США, 2009) — художественный фильм Дэвида Финчера об истории создания Facebook.

"Пираты Силиконовой долины" (США, 1999) — телевизионный художественный фильм режиссера Мартина Берка о Стиве Джобсе и Билле Гейтсе.

"Хакеры" (США, 1995) — треш-история режиссера Иэна Софтли о том, как хакеры боролись с ФБР с помощью свеженаписанных вирусов.

Оксана Савченко, Фокус