Старая добрая "Молодость"

В Киеве завершился 38-й Международный кинофестиваль «Молодость». Фокус побывал на самых интересных фестивальных событиях

Related video

Когда три года назад кинофестиваль "Молодость" выехал из столичного Дома кино, завсегдатаи мероприятия жаловались, что пропал его специфический дух. Фестивальные показы действительно захватили почти все крупные кинотеатры Киева, и билеты на них могли купить все желающие. В этом году на фильмы "Молодости" билеты тоже продавались, да и в Дом кино фестиваль не вернулся. Но вместе с тем он вновь стал почти камерным: конкурсные и внеконкурсные показы сосредоточились всего на трех площадках.

Небольшое количество залов (три в кинотеатре "Киев", два в "Жовтне" и один в "Кинопанораме") хорошо заполнялись, показы часто сопровождались аншлагами, в том числе и на утренних сеансах. На дневные показы, как в старые добрые времена, можно было попасть по студенческому билету. Поэтому атмосфера складывалась соответствующая: зрители постоянно перемещались из зала в зал, из кинотеатра в кинотеатр, стараясь ничего не пропустить.

Из любви к искусству некоторым приходилось терпеть неудобства и сидеть в проходах прямо на полу. Даже постоянные технические неполадки вроде пропадающего изображения или идущих невпопад субтитров не смогли спугнуть киноманов. Да и расписание нередко менялось в последний момент, как в школе в первую неделю учебного года. Зато у всех осталось ощущение присутствия в эпицентре фестивальных событий.

Классики и современники
Событий на "Молодости"-2008 оказалось, впрочем, не так уж и много. Если год или два назад приходилось буквально разрываться, чтобы увидеть все самое интересное, то в этом году программа была раза в два меньше и настолько же скромнее. Особенно это коснулось ее внеконкурсной части.

Именно эта часть, как правило, рядовому зрителю наиболее интересна, поскольку дает возможность увидеть лучшее из программ кинофестивалей класса А (секция "Фестиваль фестивалей") и позволяет посмотреть на большом экране раритетные фильмы (программа "Особые события").

Из фестивальных сливок в этом году на "Молодости" показали российскую ленту "Бумажный солдат". За историю о враче, который готовит космонавтов к первому полету человека в космос, одновременно копается в себе и пытается разобраться с женой и любовницей, режиссер Алексей Герман-младший получил "Серебряного льва" в Венеции-2008. Одним из лучших фильмов программы стал болгарский нуар "Дзифт", взявший серебро на Московском кинофестивале этого года. Картину, правда, крутили с DVD, что значительно испортило ее черно-белый колорит.

Еще одна лента программы – "Тайны ночного дозора" Питера Гринэуэя и вовсе уже выходила на видео. Двухчасовая сага о том, как Рембрандт создавал свое масштабное полотно, получила в прошлом году "Золотого льва" в Венеции. Редкий уважающий себя фестиваль обходится нынче без уже практически культовых братьев Дарденнов из Бельгии. На "Молодости" показали их "Молчание Лорны". Жесткую историю об албанской эмигрантке, которой приходится нарушать закон, чтобы остаться в Бельгии, отметили в Канне-2008 призом за лучший сценарий. Компанию этим картинам составили еще пять, отметившихся на ведущих кинофестивалях мира.

В рамках программы "Особые события" состоялись показы крайне изобретательного, но не слишком нового фильма Терри Гилиама "Приключения барона Мюнхгаузена", замысловатой псевдоисторической картины "Прах времени" китайца Вонга Карвая, причем ее обновленной авторской версии, а также украинского документального фильма "Чрезвычайный Черномырдин". В этом году российское кино не выделили в отдельный блок, как это было, к примеру, в 2007-м. Однако в целом свежих русских лент на "Молодости" было много. Только в "Особых событиях" их оказалось пять из десяти. В их числе и триллер "Домовой", который выйдет в широкий прокат 13 ноября.

Звезды остались дома
Традиционно в фестивальную программу вошли ночные показы европейских короткометражек и панорамы национальных кинематографов – французского, сербского и польского. Самыми интересными новинками стали сборники лучшей свежей анимации со всего мира (программа "Фестиваль "Крок" представляет") и секции документального кино, посвященные Голодомору и событиям 1968 года в Чехословакии. Классическую часть обеспечили ретроспективы французской актрисы Жанны Моро и бельгийского режиссера Андре Дельво.

Сюрреалистичные картины о жизни и смерти бельгийца Дельво появились в программе "Молодости" в последний момент, а до этого на фестивале планировалась ретроспектива Алена Делона, которую актер должен был представить лично. Однако звезда французского кино приехать не смог. Не посетил фестиваль и другой француз Жерар Депардье – по семейным обстоятельствам. Ходили слухи, что среди звездных гостей должна была оказаться американка Ума Турман, правда, все слухами и закончилось. А в председатели жюри прочили немецкого режиссера Вима Вендерса, но вместо него руководил судьями американский актер Арман Ассанте. Не приехали также звезды открывшей фестиваль ленты Романа Балаяна "Райские птицы" Олег Янковский и Оксана Акиньшина. Зато прибыли постоянный гость "Молодости" Алексей Герман-младший и француз Кристиан Вадим, который представил фильм своего отца режиссера Роже Вадима "Опасные связи" из ретроспективы Жанны Моро.
Впрочем, и отсутствие звезд, и скромная программа объясняются очень просто. Знаменитости берут за присутствие на фестивалях значительные гонорары, право показов громких лент тоже стоит немало. А бюджет у "Молодости" довольно скромный: $1 млн. в этом году. Для сравнения: бюджет Московского кинофестиваля составляет около $20 млн., Каннского – 12 млн. евро, Берлинского – 8 млн. евро. "У нас есть опыт работы и в более экономных условиях", – далек от жалоб художественный директор "Молодости" Андрей Халпахчи. Выделенные средства он и его команда предпочитают тратить на открытие новых имен.

Парад дебютов "Мой фильм – о жестокости и боли, он не очень радостный, так что не могу пожелать вам приятного просмотра", – сказала перед показом своего фильма Хана Махмальбаф, дочка известного иранского режиссера и председателя жюри прошлогодней "Молодости" Мохсена Махмальбафа. Картина "Будда взорвался от стыда", которую она представила, рассказала о том, насколько бессмысленны войны на религиозной почве.

Не должен был вызвать приятных эмоций и фильм россиянина Бакура Бакурадзе "Шультес" (фильм-победитель "Кинотавра-2008") о воре-карманнике, который стремится, но не всегда может забыть свое прошлое. Международное жюри 38-й "Молодости", видимо, и не хотело, чтобы его развлекали: "Будда" и "Шультес" поделили между собой Гран-при фестиваля и $10 тыс., которые прилагаются к "Скифскому оленю".

Собственно, почти все участники нынешней "Молодости" могли бы подписаться под словами Ханы Махмальбаф. Первую премию получила сербская картина "Гадерсфильд", рассказывающая о неприкаянности одного человека, а заодно и целой страны. Почетные дипломы достались фильмам "Версаль" и "Простое сердце". Первый, удостоенный также приза международного жюри кинопрессы ФИПРЕССИ, сыграл на контрасте и сопоставил красоту знаменитого дворца с не слишком привлекательной жизнью французских нищих. Второй, получивший приз Экуменического жюри, показал мучительную историю женщины, которая всю жизнь стремилась дарить окружающим свою любовь.

Кроме того, в конкурсе полнометражных лент участвовали фильмы о нелегкой доле бедняков в Монреале ("Бой"), опасном быте жителей забитого горного села в Боснии ("Снег") и мучениях вернувшегося из Афганистана солдата ("Ночь перед глазами"). Социальная тема часто затрагивалась даже в студенческих и короткометражных конкурсных фильмах.

В этом нет ничего удивительного: если режиссер снимает развлекательное кино и везет его на фестиваль, то Гран-при он там вряд ли получит. Так произошло с ироническим детективом "Следователь" венгра Аттилы Гигора. При всех своих остроумных режиссерских и сценарных находках картина получила лишь приз Ива Монтана за лучшую актерскую работу.


Украинская часть

В трех основных конкурсных программах отметились также и украинские фильмы. Среди студенческих работ фигурировали "Дождь" Марины Вроды и "Отрочество" Дмитрия Сухолиткого-Собчука, в короткометражках – "Закон" Виталия Потруха. Эти фильмы не взяли призов, но на фоне своих соперников выглядели очень достойно.

Чего нельзя сказать об участвовавшей в полнометражном конкурсе ленте "Маленькая жизнь" Александра Жовны. Насыщенный церковными песнопениями фильм о сироте, который рисует икону и с ее помощью спасает больную девочку, но умирает сам, скорее напомнил телевизионную постановку в духе православного канала "Глас". Перед показом режиссер заявил, что его фильм не удастся, если из зала не уйдет половина зрителей, как в свое время произошло на премьере "Сталкера" Тарковского. "Фильм провалился тогда, когда режиссер позволил себе сделать такое заявление", – отреагировал на нескромное сравнение один из членов жюри украинский журналист Юрий Макаров.

К более оптимистичным выводам пришло жюри, судившее специальную программу "Панорама украинского кино 2007–2008". В ее рамках было показано 27 фильмов, причем в совершенно разных весовых категориях. С мультипликационным фильмом мастера отечественной анимации Евгения Сивоконя соседствовали курсовые и дипломные работы студентов киевского Института кино и телевидения, а снятые опытными кинематографистами фильмы шли вслед за пробными короткометражками новичков.

Специальный приз в этой категории в размере 10 тыс. грн. получила артхаусная лента "Крылья бабочки" режиссера Александра Балагуры, живущего последние десять лет в Италии. Объявляя победителя, Тамара Трубникова, книгоиздатель и член Союза кинематографистов Украины, уверенно заявила: "Меня все время спрашивают, существует ли украинское кино. Посмотрев нашу "Панораму", могу точно сказать: украинское кино действительно есть". Возможно, в следующем году оно проявит себя не только в отведенной ему специальной программе.