Искусство легкого поведения

Много традиционного искусства и чуть-чуть концептуального – по такому принципу в столичном Украинском доме прошла «Арт-Киев-2008». Фокус выделил наиболее интересные стенды выставки

Related video

Три года назад "Арт-Киев" задумывался как арт-ярмарка, но так и остался большой выставкой. Участие в ней не приносит особых дивидендов галереям и художникам, тем не менее с каждым годом желающих разместить свой стенд в Украинском доме становится все больше. В этом году организаторы "Арт-Киева" получили 350 заявок, из них отобрали всего 53 участника, которые заполнили пять этажей экспозиции. В их числе – ведущие киевские галереи, несколько интересных представителей украинской арт-провинции, а также зарубежные гости. Большинство представленных работ – это традиционное искусство. Но есть и современное – в нынешнем году для него выделили три зала и несколько галерейных стендов.

Живописная ирония
В то время, как кто-то развешивал частную коллекцию в собственном доме или офисе, шоумен Антон Мухарский создал под своё собрание отдельную галерею. Пока в заведении под названием «Галерея независимого искусства» выставляется один Владислав Шерешевский. Его по-хорошему ироничные полотна в рамках выставки представлены в проекте «День учителя». На фоне картин стоит учительский стол, за которым сидит кукла, изображающая девушку лёгкого поведения. На открытии «Арт-Киева» за этим же столом состоялся небольшой перформанс: мужчина в старинном плаще и цилиндре читал вслух обычной девочке.
Заграница нам покажет
Помимо произведений украинских художников на выставке можно увидеть и работы некоторых зарубежных авторов. К примеру, украинско-итальянский тандем галерей Aurania Co и Energency Art Gallery представили «люминесцентную» живопись Пьера Тоффолетти и вращающиеся позолоченные скульптуры Джанфранко Меджато. Кроме работ на стенде галерей показывают ещё и видео об их создании.
Избранное из частного
Украинские коллекционеры уже покупают актуальное искусство отечественного производства, но ещё не всегда готовы открывать свои имена. Поэтому экспозиция, сформированная из частных собраний, получилась скромнее, чем могла бы. Тем не менее посмотреть всё равно есть на что. Кроме картин Ильи Чичкана, Александра Ройтбурда, Василия Цаголова, Ильи Исупова, Олега Тистола, Арсена Савадова, которые в начале 1990-х формировали современное отечественное искусство и продолжают работать сегодня, на выставке есть и настоящие раритеты. Например, полотна Сергея Голосия, погибшего в 1993 году. Приоткрыть свои коллекции согласились бизнесмен и депутат Киевсовета Дмитрий Андриевский, бизнесмен и меценат Игорь Воронов, совладелец торговой сети «Фокстрот» Сергей Вакуленко и другие.
Все за одного
Галерея музыканта Павла Гудимова собрала на своём стенде любимых авторов и по совместительству ведущих художников Украины: Павла Макова, Тиберия Сильваши, Владу Ралко, Александра Сухолита, Олега Тистола. Все они в своё время участвовали в придуманном Гудимовым проекте «Работы на бумаге» и по очереди устраивали в его галерее персональные экспозиции. Теперь на «Арт-Киеве» собраны вместе их графика и немного живописи.
Взаимопроникновение
В эти дни в Украинском доме можно увидеть гораздо больше живописи, чем скульптуры или других визуальных объектов. Киевская галерея «Боттега» одна из немногих представила не только живопись, но и скульптуру, больше похожую на пространственную инсталляцию. Двухметровая, выполненная из металлических пластин работа грузинки Тамары Квеситадзе – это движущиеся по кругу женская и мужская фигуры. Траектория движения такова, что фигуры сближаются, проходят сквозь друг друга, а затем вновь расходятся. С серией похожих динамических скульптур художница участвовала в Венецианской биеннале в прошлом году.
Женские сны
В кругах украинских ценителей контемпорари-арта одесскую художницу Оксану Мась не принято хвалить, поскольку начинала она с салонной живописи. Однако ей вряд ли есть дело до оценок отечественных экспертов. Последние несколько лет Мась тесно сотрудничает с московской галереей «Айдан», вращается на гораздо более оживлённом российском арт-рынке и дешевле чем за $20 тыс. свои работы не продаёт. В рамках «Арт-Киева-2008» художница представила фрагмент спецпроекта «Нанятые видеть сны», созданного для московского Музея современного искусства: картины, написанные одновременно на холстах и глянцевых плёнках.
Возвращение по-крупному
Имя Александра Гнилицкого хорошо известно тем, кто интересуется украинским актуальным искусством. Его картины, выполненные в фирменной гиперреалистической манере, появлялись в сборных экспозициях в PinchukArtCentre и ещё нескольких киевских галереях. Вместе со своей женой художницей Лесей Заец Гнилицкий участвовал в 52-й Венецианской биеннале. Однако больших персональных выставок у художника, много лет проживающего преимущественно в Мюнхене, на родине не было довольно давно. Теперь его пригласила киевская галерея «Коллекция», в результате чего появился спецпроект «Скромность & жир».