3D-анимация: отечественные студии без внешнего заказчика с трудом переживают кризис

Пока американские 3D-мультфильмы собирают внушительную кассу, отечественные аниматоры строят амбициозные планы, но опыт нарабатывают в других сферах

Related video

Моду на объемную компьютерную графику задает Голливуд, здесь 3D-анимация за последние несколько лет из малоразвитой сферы превратилась в мейнстрим. Анимированные ленты уже догнали художественные и по бюджетам, и по сборам. В прошлом году среди лидеров проката значились "Валл-И", "Панда кунг-фу" и "Мадагаскар-2", в этом первые строчки мирового бокс-офиса оккупировали "Вперед и вверх" и "Ледниковый период-3".

Отечественные специалисты по 3D-анимации (трехмерной компьютерной графике) осознают коммерческий потенциал мультипликации не хуже прокатчиков. "Идея давно витает в воздухе, все хотят сделать большой, красивый, полный анимационный метр, – говорит супервайзер визуальных эффектов студии "Синемен" Алексей Приходько. – И теоретически это возможно. Однако есть одно большое но: у нас практически нет специалистов, которые могут управлять таким крупным проектом".

Такого же мнения придерживаются на большинстве отечественных студий, занимающихся 3D-анимацией. И в ожидании хороших менеджеров работают в смежных сферах.

Мастера на все руки
Отечественные 3D-аниматоры до сих пор вспоминают российский "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова. "Да, над ним работали практически все, кто сейчас этим занимается, – рассказывает Алексей Приходько. – После него в Киеве вместо трех студий стало восемь".

Со временем количество студий увеличилось до нескольких десятков, и из хобби отдельных маньяков производство 3D-графики превратилось в достаточно стабильный поток. Сегодня аниматоры и моделлеры (специалисты, которые создают объемные графические объекты – 3D-модели) рисуют спец­эффекты для рекламы и музыкальных клипов, графику для компьютерных игр и заставки для телеканалов.

Причем до недавнего времени значительная часть этой продукции шла на экспорт. К примеру, студия "Бабич дизайн" (входит в украинскую компанию Star Media) создала для российского ТВ сериал "История государства Российского" – 500 3D-эпизодов.

Активно развивался рынок компьютерных игр: работа отечественных графиков стоит дешевле, а их уровень при этом не уступает западным коллегам. Более того, немало украинских специалистов набивали руку именно за рубежом. "Это народ молодой, энергичный, очень многие режиссеры-аниматоры и специалисты по 3D-графике уже поработали на Западе, – рассказывает генеральный директор "Бабич дизайн" Валерий Бабич. – Сегодня, конечно, условия не самые лучшие, но вот еще года полтора назад у такого рода людей с их квалификацией был довольно большой выбор".

Востребованы наши специалисты были в России, Польше, Франции. Но сегодня ехать за границу им нет смысла, работа там есть только для своих, сетует Виктор Слепцов, основатель студии "Борисфен-С". "С нашего рынка ушли многие европейские студии, которые тут были, – обрисовывает он довольно печальную картину. – Если раньше Россия давала мне 30% работы, то сегодня – ноль. В России вообще делали гигантские инвестиции в анимацию, это был как маленький Голливуд, но сейчас – абсолютная катастрофа. Внутренний инвестор тоже вымер, его не существует, и я не представляю, когда он появится".

На сократившемся рынке соотношение внутреннего и экспортного производства, по словам Алексея Приходько, можно оценить как 80% к 20%. Значительную часть из этих восьмидесяти составляет реклама, а в этой сфере зарубежные компании никогда особо не сотрудничали с отечественными 3D- графиками.

"Суть в том, что для западных товарищей очень важно стабильное качество. А у нас пока рынок новый, вся отрасль существует меньше 15 лет, поэтому бывает, что люди делают просто суперскую вещь, а следующий проект – такой ужасный, что все просто в шоке", – объясняет специфику Алексей Приходько.
"Мы возвращаемся на десять лет назад, когда здесь все начиналось с адаптации роликов, – констатирует Мария Москаленко, генеральный продюсер киевской студии FX Film Production. – То есть международные сетевые рекламные агентства снимают не здесь, а затем делают новые титры, надписи на упаковках. Так что, в принципе, с 3D-анимацией дела обстоят, по сравнению со всем остальным, прекрасно".

Важнейшее из искусств
К кино украинские студии тоже время от времени возвращаются. Однако далеко не все готовы афишировать свою работу, поскольку значительная ее часть делается неофициально или под большим секретом. Если верить слухам, то по первой схеме несколько киевских студий работали над фильмом "Особо опасен". А по второй – наши студии сейчас работают над американским мультфильмом "Где живут чудовища".

Официально или неофициально, но участие украинской студии в большом зарубежном проекте ограничивается обычно небольшими эпизодами. Впрочем, даже несколько кадров в фильме с обилием спецэффектов – это не так уж и мало работы. Да и привлечение к одному проекту множества студий, каждая из которых специализируется на одном узком сегменте, – нормальная мировая практика. Одна студия занимается, к примеру, анимацией животных и рисованием текстур меха, другая – батальными сценами.

К тому же у украинских 3D-аниматоров пока недостаточно мощности, чтобы самостоятельно сделать постпродакшн большого проекта "под ключ". "Фильм с большим объемом сложной компьютерной графики мы бы вряд ли потянули, даже если бы все собрались, – рассуждает Алексей Приходько. – Но простой какой-нибудь – запросто".

Свои возможности в полной мере показала пока лишь киевская студия Mental dRive, в подчинении которой находится FX Film Production. На ее счету – работа над отечественной картиной "Иллюзия страха".

"Начиная с предпродакшна, съемок и наблюдения на площадке и заканчивая моделлингом, анимацией и печатью копий для кинотеатров, – все делали мы, – перечисляет Мария Москаленко. – Это едва ли не единственный проект, который делала одна студия, но там и объем работ был не настолько большой, как в том же "Дозоре".

Других таких же крупных проектов в планах студии нет, зато есть оптимистичный настрой. "Ничего невозможного нет. Даже при отсутствии большого количества высококлассных специалистов, имея двух толковых супервайзеров (руководителей), можно обучить команду достаточно быстро", – уверена Мария Москаленко.

Ее оптимизм разделяет и Валерий Бабич. "В Украине 3D-анимация давно имеет предпосылки к тому, чтобы развиться в интересную индустрию, цельную, с хорошей отдачей. Есть заинтересованность зрителей, и самое главное – квалифицированные люди", – уверенно заявляет он.

Юлия Куприна, Фокус