Доля льва: самые интересные фильмы Венецианского кинофестиваля

66-й Венецианский кинофестиваль собрал массу голливудских звезд. Однако основные награды достались не им, а создателям социально-политических драм из Европы и Азии.

Related video

Прошлогодний кинофорум на острове Лидо в Венеции некоторые критики называли скучным и даже провальным. В нынешнем году директор мероприятия Марко Мюллер подготовил хоть и скромную (всего около 80 лент), но гораздо более интересную программу. "Мне кажется, я никогда столько не смеялся и не плакал, сколько в этом году во время отбора", – описывает он процесс просмотра фильмов для фестиваля, прошедшего 2–12 сентября.

Впрочем, если смеялся и плакал отборщик, это вовсе не означает, что реакция публики будет такой же. Каждый крупный киносмотр отражает прежде всего вкус своего директора, и для немногочисленных ценителей это уже залог качества. А для более широкой аудитории фестиваль старается привлечь мировых звезд. В этом году в Венеции их было особенно много, и отметились они на двух десятках премьерных показов, среди которых ужастик "Спасение мертвецов" Джоржда Ромеро, трагикомедия "Жизнь во время войны" Тодда Солондза, черная шпионская комедия "Информатор" Стивена Содерберга.

Работа на публику

Старт на Венецианском фестивале – хороший пиар-ход для любой ленты. Поэтому свежий фильм со своим участием "Люди, которые смотрят на козлов" привез Джордж Клуни. Николас Кейдж и Ева Мендес представили картину "Плохой лейтенант" Вернера Херцога. Виго Мортенсен решил заявить о себе как о серьезном драматическом актере с помощью ленты "Дорога" из конкурсной программы. Звездой стал и Уго Чавес. Венесуэльского президента привез режиссер Оливер Стоун, снявший про него документальный фильм.

Еще одним громким событием фестиваля была премьера новой документальной ленты Майкла Мура "Капитализм: история любви". На этот раз американский режиссер разоблачил глобальные корпорации: на их совести не только финансовый кризис, но и разрушение человеческой индивидуальности.

Американских фильмов в программе нынешнего кинофорума вообще было много, только в главном конкурсе – 5 лент из 23. Всего же в Венецию приехали представители 32-х стран, что стало своеобразным рекордом. Открыл мероприятие итальянский фильм (Италия представила на конкурс четыре ленты). Вообще, открывать любой кинофестиваль национальной лентой считается хорошим тоном. Между тем в Венеции это случилось впервые за последние 20 лет, поскольку раньше не находилось достаточно сильных работ.

Картину "Баария" режиссера Джузеппе Торнаторе с Моникой Белуччи в главной роли профинансировал премьер Сильвио Берлускони. Однако при этом он сократил бюджет фестиваля с 80 млн. евро до 11 млн. Итальянским актерам, режиссерам и сценаристам это не понравилось, и они устроили демонстрацию во время пресс-конференции, открывавшей кинофорум. А местные студенты, протестуя против политики Берлускони в сфере культуры, устроили демонстрацию у красной дорожки.

Попали под раздачу

Неоднозначную реакцию вызвал и фильм-победитель. Жюри во главе с режиссером тайваньского происхождения Энгом Ли вручило "Золотого льва" израильтянину Самуэлю Маозу за картину "Ливан". Действие ленты разворачивается в танке, в котором во время ливанской войны 1982 года собрались четверо новобранцев. Режиссеру понадобилось 25 лет, чтобы написать автобиографический сценарий. "Фильм вернул меня к жизни, а это ценнее любых наград", – рассказал Маоз о психотерапевтическом эффекте от "Ливана". Однако многие кинокритики посчитали ленту пропагандистской и отдали свой приз ФИПРЕССИ австрийской картине "Лурд".

"Серебряного льва" получила социальная драма "Женщины без мужчин" иранки Ширин Нешат. В производстве ленты о тяжелой судьбе мусульманок в Иране принимали участие несколько европейских стран, в том числе и Украина.

В Венеции всегда благосклонно относятся не только к фильмам из Израиля, Ирана, Ливана, Китая или Шри-Ланки, но и к российскому кино. Правда, в этом году в основном конкурсе представителей России не было, лишь вне конкурса отметились Александр Сокуров с картиной "Блокадная книга" и еще пять режиссеров с альманахом "Короткое замыкание". Тем не менее лучшей актрисой жюри назвало россиянку Ксению Раппопорт за роль в итальянской ленте "Двойной час".

Практически единственной крупной звездой, получившей один из главных призов, оказался Колин Фирт. Британец признан лучшим актером за роль в дебютном фильме американского дизайнера Тома Форда "Одинокий человек". Свою победу Фирт назвал "пожалуй, величайшей честью в жизни". Теперь за убедительное изображение пожилого гея, тяжело переживающего смерть любовника, актер вполне может рассчитывать если не на "Оскар", то на номинацию точно.

Приз за вклад в развитие киноиндустрии, который обычно получает международная звезда, в этом году достался американцу Сильвестру Сталлоне. Еще одна награда ушла команде анимационной студии Pixar. И в этом смысле Венеция переплюнула своего главного соперника – Канн. Если там 3D-мультфильм "Вперед и вверх" открывал фестиваль, то в Венеции теперь вручают отдельный приз за ленты в 3D.

Видимо, не видели

5 самых интересных фильмов Венецианского кинофестиваля

1. "Капитализм: история любви"
Американский режиссер-документалист Майкл Мур снял кино о том, что глобальные корпорации виноваты в финансовом кризисе.

2. "Короткое замыкание"
Пятеро молодых российских режиссеров, в том числе Иван Вырыпаев, Алексей Герман-младший и Кирилл Серебренников, сделали альманах о любви.

3. "Дорога"
Австралиец Джон Хиллкоат экранизировал роман Кормака МакКарти о том, как в постапокалиптическом будущем отец и сын любой ценой пытаются выжить.

4. "Люди, которые смотрят на козлов"
Джордж Клуни играет ветерана иракской войны, которого учили расправляться с врагом силой мысли. В комедии также заняты Эван Макгрегор, Джефф Бриджесс и Кевин Спейси.

5. "Информатор"
Стивен Содерберг снял черную комедию пополам с триллером о двойном агенте, который собирает компромат на крупную сельскохозяйственную компанию. Информатора играет Мэтт Деймон.

Юлия Куприна, Фокус