Противо газ. Что получит Украина от сланцевой лихорадки

Мир охватила "сланцевая лихорадка". Энергетические гиганты взялись за разведку и добычу сланцевого газа. Поймать волну может и Украина – у нас большие запасы этого альтернативного топлива

Related video

"Если у вас есть сланцевый газ, то мы идем к вам", – таким почти рекламным слоганом глава "Газпрома" Алексей Миллер недавно прокомментировал возможную покупку российской корпорацией компании по добыче газа со сланцевых месторождений в США. У газового гиганта желание припасть к новому источнику топлива появилось не случайно. Все дело в том, что за последние два года именно сланцевый газ начали называть наилучшей альтернативой природному. Например, в 2009 г. США смогли полностью отказаться от импорта привычного газа, заменив его новым топливом. Кроме того, его объем в недрах земли оценивается примерно в 1 биллион кубометров, тогда как природного газа осталось раз в 6 меньше. Играет роль и география: залежами нового топлива могут похвастаться многие страны, тогда как "несланцевый" газ в основном находится в России, Иране и Катаре.

Не отстает от Америки и Европа – крупнейшие нефтяные компании в странах Старого Света развернули масштабный поиск сланцевых месторождений. Среди них – мировые энергетические лидеры, такие как Chevron, Exxon Mobil, ConocoPhillips, Eurogas и Shell. Кстати, две последние ищут запасы сланцевого газа и в Украине.

Идентификация газа

"По сути, сланцевый газ – это тот же природный газ, только с более высоким содержанием метана", – рассказывает Олег Горбунов, директор департамента технической политики Национального агентства Украины по энергосбережению (НАЭР). Главное его отличие от природного в том, что добывать сланцевый не так удобно, как традиционный, поскольку залегает он не в одном большом кармане, а в сотнях мелких подземных кармашков, которые необходимо объединить в один. "Сложность и в том, что обычное горючее находится под мягкими песчаниками, а сланцевый газ – под более твердыми породами", – объясняет экс-министр топлива и энергетики Иван Плачков. Но сейчас проблема решена: сланцевый газ научились добывать при помощи подземного гидроудара, который не разрушает породу, а пробивает в ней трещины, чтобы топливо могло поступить к месту его добычи. Новые технологии позволили удешевить процесс: если раньше себестоимость тысячи кубометров составляла $500–1000, то сейчас она снизилась до $80.

По словам экспертов, новый газ можно использовать точно так же, как и "несланцевый". После специальной очистки и добавления реагентов он вполне пригоден для закачки в трубопроводы, и с его помощью можно совершенно спокойно нагревать чайники и варить борщ в городских квартирах. "Например, в Гамбурге для бытовых нужд населения используют метан, извлеченный из угольных пластов", – приводит пример Олег Горбунов. А директор Международного энергетического центра фонда Богдана Данилишина Александр Тодийчук уверяет: "По теплоэффективности сланцевый газ очень близок к природному".

В глубине Карпатских гор

"Уже через 10 лет Украина может полностью отказаться от импортного газа", – говорит Тодийчук. У него есть все основания для такого смелого заявления. Одно из украинских месторождений сланцевого газа, которое находится в Карпатах на границе с Польшей, по предварительным оценкам, признано самым большим в Европе. Всего же в стране от 5 до 10 газоносных сланцевых массивов. Их потенциал пока точно не известен, поскольку геологоразведка – слишком дорогое удовольствие для Украины. "Разрабатывая эти залежи, страна могла бы иметь 20–22 миллиарда кубометров сланцевого газа ежегодно", – считает Олег Горбунов из НАЭР (для сравнения: в 2009 г. Украина импортировала 26 млрд. куб. м). Чиновник сейчас занят разработкой важного документа – "Государственной целевой программы добычи и использования газа угольных месторождений и газа сланцевых залежей как альтернативного энергетического ресурса". Для реализации этой программы нужны сотни миллионов гривен, а это делает ее практически невыполнимой. Такое мнение в интервью Фокусу высказал Богдан Соколовский, бывший уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности.

Но безденежье – не единственная проблема, считает эксперт. По его мнению, главный враг развития альтернативного топлива в Украине – российский "Газпром" и лоббисты его интересов в нынешнем правительстве. "Россиянам не выгодно, чтобы потребление газа в Украине уменьшалось, поэтому они навязывают нам формулу "бери или плати", по которой, если страна не выберет оговоренный объем газа, ей придется заплатить штраф за неиспользование контрактного количества", – сетует Соколовский. По информации СМИ, этот пункт, вопреки заявлениям нового правительства, присутствует и в новом договоре о газовых поставках. При этом, несмотря на то, что потребление топлива падает, в следующем году квота на объем газа увеличена.

"Газпрому" есть чего бояться: остановка импорта в США из-за возросшей добычи сланцевого газа в 2009-м обвалила цены на голубое топливо в Европе. Из-за этого газовому монополисту не удалось продать запланированный объем газа, а его добыча в прошлом году уменьшилась на 12,1%.

"Так что перспектив нет", – лаконично комментирует эксперт "сланцевое" энергетическое будущее Украины. Но начальник департамента нефти и газа Минтопэнерго Константин Бородин уверяет, что руководство страны заинтересовано в разработках этого топлива, причем настолько, что собирается взять дело в свои руки. "Мы планируем, что все лицензии на геологоразведку будут в руках компании "Нафтогаз Украины", – раскрывает возможные механизмы контроля чиновник. Но государство, даже если и захочет, добывать сланцевый газ не сможет, потому что не владеет технологией и не имеет денег на геологоразведку, уверен бывший первый замглавы Национального агентства по энергосбережению Александр Паршин. "Лучший вариант для Украины – пустить на сланцевые месторождения иностранные компании с деньгами и опытом работы, которые будут делиться с государством добытым газом", – считает он.

Екатерина Шаповал, Фокус