Бензин по $1. Что дальше?

Цена на 95-й бензин в Украине преодолела психологическую отметку в $1. До конца года она вырастет еще на 3%. Однако, в отличие от прошлых лет, власти не намерены сдерживать цены в приказном порядке

Related video

Всю последнюю неделю таксист Сергей Ежов выслушивал от своих пассажиров недовольные реплики – его фирма повысила минимальный тариф на перевозку на 20%, до 25  грн. "Но другого выхода не было, иначе после подорожания бензина, с учетом расходов на патент и радиосвязь, заработок сводился бы к минимуму", – объясняет он.

Решение фирмы Сергея действительно можно понять: с начала года, по информации Госинспекции по контролю за ценами, стоимость бензина А-95 выросла на 27,7%, дизельного топлива – на 27%. Причем последняя неделя дала сразу 3% подорожания 95-го.

Цены на топливо в 2007 году

Мировым курсом
Цена на нефтепродукты в Украине зависит в основном от двух факторов: мировых цен и экспортной пошлины на российскую нефть. Последний раз россияне повышали размер пошлины в апреле – тогда она выросла с $156,4 до $250,3 за тонну. Следующее повышение – до $275 за тонну – запланировано на 1 декабря. Поэтому в нынешнем скачке топливных цен виноваты прежде всего мировые тенденции: с начала года цена нефти на ведущих торговых площадках выросла на 40%.

И будет расти дальше, утверждают аналитики. Ведь причин для этого – более чем достаточно. Это и нежелание стран – членов нефтяной организации ОПЭК увеличивать объемы добычи черного золота, и снижение запасов нефти в США, и увеличение потребления нефтепродуктов Китаем, Индией и Бразилией.

Если добавить к этому непрекращающиеся кризисы на Ближнем Востоке, в частности угрозу военного удара по Ирану и возможность вооруженного конфликта Турции с курдскими повстанцами, становится понятно, почему стоимость нефти достигла рекордных $98,62 за баррель. Это лишь немногим меньше абсолютного рекорда – $101,70, который был побит в 1980 г. во время войны Ирана с Ираком.

Вслед за ростом мировых цен стоимость российской нефти на зарубежных рынках только за сентябрь – октябрь выросла с $71,6 до $87,12 за баррель, что не замедлило отразиться на украинском розничном рынке. "Украина с 2004 г. закупает нефть и нефтепродукты по мировым ценам без каких-либо преференций. Просто эти цены, как правило, доходят до Украины с отставанием на одну-две недели", – объяснил Фокусу министр топлива и энергетики Юрий Бойко.

Сергей Житник, генеральный директор топливной компании "КЛО", уверяет, что повышение цен вызвано вовсе не желанием торговцев топливом заработать больше. "Украина добывает только около 20% нефти, а 80% – завозит. Поэтому мы зависимы от мировых цен. Если покупать за границей готовый бензин – ситуация будет та же: наши отпускные цены вырастут пропорционально мировым", – объяснил он Фокусу.

Впрочем, по данным консалтинговой компании UPECO, даже после осеннего скачка цен украинский бензин А-95 в среднем почти на 2 грн. дешевле, чем в странах Восточной Европы. "В розничной торговле у нас бензин А-95 стоит дешевле, чем в любом сопредельном государстве, кроме России. А дизтопливо дешевле, чем в Украине, можно купить только в России и Белорусси", – отмечает Юрий Бойко.

Секретная формула
Несмотря на подорожание, эксперты не ждут от властей применения админресурса. "В топливной сфере правительство сделало две важные вещи – отказалось от ручного регулирования и начало поставки пускай сравнительно небольших, но все же достаточно заметных объемов топлива на рынок", – сказал Фокусу директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.

Теперь при Кабмине работает экспертно-аналитическая группа, в которую входят представители нефтяных компаний и госорганов. "Мы согласовали с участниками рынка уровень их рентабельности, компоненты себестоимости топлива в розничной торговле и выработали формулу – какой должна быть объективная цена нефтепродуктов в стране. По этой формуле мы и работаем", – рассказывает о деятельности группы Юрий Бойко.

Как формируется цена бензина

Формулу государство держит в секрете – известен лишь алгоритм, по которому определяется розничная цена нефтепродуктов. Сначала на основе мониторинга оптовых цен на 95-й бензин на внутреннем и внешних рынках выводится средневзвешенное значение. Полученный результат суммируется с затратами розничных сетей на транспорт и сбыт.

По сути, новая методика напоминает старую добрую практику установления предельных цен на нефтепродукты с той лишь разницей, что рекомендованная цена теперь определяется более понятным способом. Тем не менее участники рынка утверждают, что новой методикой довольны.

"Они (государство – Фокус) не вмешиваются в наш бизнес, мы – не гонимся за сверхприбылями", – объясняет Сергей Житник из компании "КЛО". А Сергей Куюн считает, что разработка методики сделала топливный рынок одним из наиболее прогнозируемых.

Фондом по ценам
Но рядовым потребителям бензина от этой прогнозируемости не легче, ведь существующая методика не позволяет гасить ценовые скачки. По мнению специалистов, кардинально изменить ситуацию с ценами на бензин может Государственный стабилизационный фонд нефти и нефтепродуктов, созданный летом этого года госкомпанией "Укртранснафта".

Схема работы фонда проста. В период снижения цен государство закупает нефть, перерабатывает ее и закладывает полученные нефтепродукты в резерв. А когда цена топлива на внутреннем рынке начинает расти, нефтепродукты выбрасываются на рынок по сниженным ценам. Сейчас "Укртранснафта" перерабатывает 100-150 тыс. тонн нефти на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем компании ТНК-BP. На выходе получается 75-115 тыс. тонн топлива, что составляет порядка 10% украинского рынка.

Но с переработкой нефти возникают трудности. Как показывает практика, оптимальное расстояние для доставки нефтепродуктов – не более 300 км. от места производства. Поэтому топливо из Лисичанска экономически целесообразно продавать на востоке страны, а расширить географию поставок в центр и на запад Украины можно было бы за счет Кременчугского НПЗ.

Но государство, владеющее около 50% акций "Укртатнафты", которой принадлежит завод в Кременчуге, так и не смогло договориться с руководством предприятия о переработке резервной нефти. Правда, после восстановления в должности главы "Укртатнафты" Павла Овчаренко, которого наблюдатели считают близким к "Нафтогазу Украины", ситуация может измениться. Если договоренность будет достигнута, государство до конца года переработает не менее 160 тыс. тонн сырья и более плотно охватит регионы резервным топливом.

Борцы с дефицитом
Но даже в этом случае рост цен удастся разве что замедлить, но не предотвратить. Ведь традиционное подорожание, которое обычно приходится на начало осени, в этом году запоздало на два месяца – как полагают эксперты, из-за парламентских выборов. А значит, отложенное повышение еще может "выстрелить". Никуда не исчезают и мировые тенденции – падение американского доллара и сохраняющаяся угроза военных действий Турции в Ираке.

"В ближайшем будущем мы ожидаем небольшой рост цен – примерно на 2-3%", – прогнозирует Сергей Житник. Это значит, что к концу года цена на бензин А-95 может достигнуть уровня 5,15 - 5,20 грн. за литр. Впрочем, отмечает г-н Житник, как показывает практика минувших лет, в январе спрос на нефтепродукты обычно падает и цены стабилизируются.

Более осторожны в своих оценках представители государства. "Уже в первой половине декабря государство сформирует запасы в размере около 80 тыс. тонн готовых нефтепродуктов, что позволит при необходимости начать товарную интервенцию", – успокаивает Юрий Бойко. Эти запасы планировали сформировать еще в сентябре, но не успели сделать это до подорожания нефти в мире.

Впрочем, как говорит г-н Бойко, основной миссией государства на нефте­рынке он считает вовсе не снижение цен на топливо. "Главная задача – не допустить дефицитных явлений, чтобы нефтепродукты были в стране в принципе", – подчеркивает он. Это значит, что под Новый год автолюбители увидят на ценниках АЗС цифры, а не прочерки или буквы "б/н" (безналичный расчет). Но цифры эти, скорее всего, не будут радовать.

Причем подорожание ощутят не только водители. На скачок топливных цен уже отреагировали розничные торговцы: дороговизной бензина они объясняют рост цен решительно на все товары. "Недавно спросил бабушку, торгующую на рынке, почему ее яблоки на прошлой неделе стоили 5  грн., а на этой – уже семь. Отвечает – бензин подорожал!" – улыбается таксист Сергей Ежов.

По подсчетам частного предпринимателя Александра Остапова, занимающегося торговлей продовольствием, из 1000 грн. его заработка на бензин уходит около 80 грн. Правда, подчеркивает Остапов, за товаром он не ездит на большие расстояния, иначе бензиновая статья расходов была бы существеннее.

Но в любом случае бизнесмен признает: розничные торговцы явно завышают цены, ссылаясь на подорожание топлива даже там, где это абсолютно неуместно. Участники интернет-форумов на произвол торговцев отреагировали шуткой: бензин дорожает, потому что из-за повышения цен на горючее увеличиваются затраты на его перевозку.