За год продажи бытовой техники в Интернете выросли втрое

Такой взлет заставляет традиционных операторов вступить в конкурентную борьбу с онлайн-магазинами

Related video

"В этом году я оставил в интернет-магазинах около 5 тысяч гривен, – рассказывает Алексей Юзвяк, руководитель проектов группы компаний Advanter Group и, как он себя называет, активный онлайн-покупатель. – Покупал, чтобы сэкономить время на поход в магазин, в интернете получается быстрее". Благодаря таким, как Юзвяк, продажи украинских интернет-магазинов в 2009 году увеличились с 3 до 10% рынка. В денежном выражении рост продаж менее впечатляющий – 2,5 млрд. грн. в прошлом году против 1,13 млрд. в 2008‑м. Но разницу можно объяснить: в кризис объем рынка бытовой техники и электроники, по данным Gfk Ukraine, сократился на 13 млрд. грн.

Ненастоящие настоящие

Алексей Юзвяк – типичный украинский покупатель интернет-магазинов. Ему еще нет 30, он не очень консервативен, хорошо разбирается в электронике, неплохо зарабатывает и живет в столице. Последнее обстоятельство – решающее, ведь большая часть торговых онлайн‑точек работает именно в Киеве. "На столицу приходится 60 % пользователей интернета в Украине, – отмечает Иван Марченко, директор по маркетингу и PR компании "Сокол", владеющей одноименным интернет-магазином. – Кроме того, в Киеве больше платежеспособных людей". Тот же Sokol.ua за пределы главного города страны продает не более 30% товаров. Его главный конкурент – лидер рынка интернет-продаж бытовой техники и электроники магазин Rozetka.ua, который позиционирует себя как всеукраинского оператора, – долю продаж в регионах не раскрывает. Но, по словам руководителя этого проекта Владислава Чечеткина, в Киеве "Розетка" продает "львиную долю техники". Ольга Крымова, директор по маркетингу магазина ion.ua, объясняет невысокую долю покупателей в регионах тем, что украинские службы логистики не в состоянии обеспечить доставку в глубинку. К тому же это так дорого, что сводит на нет главное преимущество интернет-магазина – цены, которые ниже, чем в традиционных маркетах.

Держать их на таком уровне онлайн‑торговцам помогает невысокая маржа. "В интернет-магазинах наценка на товары составляет в среднем 3–10 %", – говорит Ольга Крымова. Офлайновые коммерсанты, по данным экспертов, накручивают 15–20 %. Такое ценовое преимущество помогло виртуальным торговцам всего за год увеличить рыночную долю более чем в три раза.

И это при том, что в 2009 году на рынке активно работало не более 20 интернет-магазинов. Всего же их, по оценкам экспертов, около 700. Такое количество объясняется низким порогом входа на рынок. Как отмечает Крымова, для создания простого онлайн-маркета достаточно тысячи долларов, а доход площадка начинает приносить уже через неделю. Да и по операционным затратам виртуальная торговая точка гораздо "дешевле", чем работающая офлайн.

Правда, наши интернет-магазины классическими считать нельзя. По словам Алексея Юзвяка, в обязанности которого в Advanter Group входит исследование ритейла техники и электроники, только 5 % торговых онлайн-площадок можно назвать настоящими. "Остальные – это электронные прайс-листы, кроме того, почти все так или иначе вынуждены выполнять не свойственные виртуальным торговцам функции", – поясняет Юзвяк.

В первую очередь – это прием платежей наличными после вручения товара, а не онлайн с помощью пластиковой карты до его доставки, как принято в США и Европе. "Для интернет‑торговцев это настоящая головная боль, рассказывает Владислав Чечеткин из Rozetka.ua. – Часто бывает, что человек заказывает товар, а когда курьер его привозит, он отказывается покупать. Но ведь компания потратила деньги на доставку. Попробовали бы сделать такое в Европе! Там товар привозят после оплаты и в случае отказа из перечисленной суммы вычитают стоимость доставки туда и обратно".

"Владельцы пластиковых карт боятся платить в интернете, – объясняет поведение потребителей Евгений Демянов, директор департамента продуктов и маркетинга для частных клиентов Райффайзен банк Аваль. – Ведь при таких операциях клиент должен предоставить информацию личного или конфиденциального характера, а значит, подвергнуться риску мошенничества". Впрочем, украинцы опасаются расплачиваться карточками не только через всемирную паутину: 93 % операций с пластиком в стране – это обналичивание денег в банкоматах.

На радость шопоголикам

Виртуальное пространство осваивают и конкуренты онлайн-магазинов – стационарные сети бытовой техники и электроники. Если до кризиса иметь собственный сайт считалось всего лишь хорошим тоном и цены там не слишком отличались от тех, что в торговом зале, то сейчас ситуация изменилась. Например, в интернет-магазинах сетей "Алло", Foxmart и Foxtrot электроника и техника на 5–10% дешевле, чем в торговых точках. По такой же схеме работает и оператор "Музторг". То, что обычные торговцы к интернет-коллегам начинают относиться как к конкурентам, подтверждает и Станислав Ронис, совладелец сети Comfy. Он прогнозирует, что по итогам 2010‑го интернет‑торговля вырастет еще на 3%, а через 3–4 года она может "откусить" 30% продаж.

Правда, сами торговцы менее оптимистично оценивают перспективы развития рынка, утверждая, что во многом его сдерживает менталитет наших потребителей, для которых процесс покупки – источник положительных эмоций. "Украинцы – в основном кинестетики: им нужно потрогать, – объяс­няет Алексей Юзвяк. – Нашим людям нужно прийти в магазин, подержать в руках, чтобы живые консультанты их разубедили покупать или, наоборот, подтвердили правильность выбора". Следуя тренду, Sokol.ua открыл в Киеве уже два офлайн-магазина. Не отстает и rozetka.ua, у которой точка продаж находится на Подоле.

На тот фактор, что украинцы любят "поиграть в шопинг", собирается сделать ставку и Comfy. "Мы намерены воевать за покупателей, – делится планами г-н Ронис с Фокусом. – Будем предлагать то, чего нельзя получить в онлайн-магазинах, – повышать эмоциональную составляющую покупки, ведь многие люди приходят в магазин не только, чтобы купить, но и получить удовольствие от процесса".

Екатерина Шаповал, Фокус