Наших берут. Украинцы в транснациональных компаниях

Украинские специалисты осваивают международный рынок труда. Работодателей-иностранцев привлекают их знания и невысокая по мировым меркам стоимость труда

Related video

46-летний Александр Кривошеев – один из немногих украинцев, чье резюме украшает роскошная строчка: "Вице-президент транснациональной корпорации". Работает г-н Кривошеев в Женеве, в штаб-квартире табачной компании JT International, и отвечает за решение корпоративных вопросов в СНГ, странах Адриатики и Румынии. Похожим достижением в карьерной биографии может гордиться и 41-летняя Елена Хоменко, которая трудится в конкурирующей компании Philip Morris. До марта этого года г-жа Хоменко была управляющим директором "Филип Моррис Центральная Америка, Доминиканская Республика и Карибы". Сейчас бизнес-леди вновь в украинском представительстве, откуда в 1999 году начинала свою карьеру в табачной корпорации. Стартовал с родины и бывший киевлянин Кривошеев, который работал здесь директором по корпоративным вопросам. "Украина – ценный ресурс талантов для JTI – рассуждает топ-менеджер. – Те сотрудники компании, которые уехали трудиться в штаб-квартиру в Женеву и в другие страны, успешно работают на руководящих должностях"

Примеры карьер Хоменко и Кривошеева – пока самые успешные, но не единственные "зарубежные истории" топ-менеджеров из Украины, страны, где залогом успеха бизнеса считается иностранец, возглавляющий компанию. Экспаты главенствуют у нас в банках, медиа, торговле и металлургии.

Шаг за шагом

Чаще всего украинцы попадают на работу за границу в рамках успешного карьерного пути внутри международной компании. Показательный пример – IT корпорация Sitronix, в которой перемещения из Киева в Москву – обычное дело. "Мы в основном переводим работников, занимающих руководящие посты, – рассказывает Татьяна Шумарова, директор по персоналу "Ситроникс информационные технологии". – Случались и повышения в должности". Кроме того, бывало, что компания за рубежом не могла найти узкопрофильного специалиста, и если такого отыскивали в Украине, Sitronix совершал трансфер сотрудника отсюда.

Пример Sitronix показателен, ведь именно знания и опыт украинских IT-специалистов – самый покупаемый украинский товар на зарубежном рынке труда, рассказывает Богдан Дурч, директор консалтингового агентства по трудоустройству Consulting Alliance. Сейчас его компания ищет высококвалифицированного специалиста по языку программирования С++ для Сингапура, а чуть раньше помогала нанимать на работу IT-разработчиков для фирмы в США. Набор сотрудников, как правило, происходит в рамках глобального конкурса, который объявляет компания-работодатель. Подобным образом регулярно набирают работников по всему миру гиганты IBM или тот же Google. Причем в рамках интернет-корпорации украинцы занимают важные посты по всему миру, рассказывает Дмитрий Шоломко, менеджер по развитию Google в Украине.

Впрочем, такие международные наборы персонала проводятся не только в сфере высоких технологий. Похожий конкурс устраивала три года назад и компания из США Quintiles, занимающаяся клиническими исследованиями новых лекарственных препаратов. Его выиграл украинец – одесский врач-онколог Денис Себов, который сейчас работает врачом-инспектором в этой американской фирме. Большую часть времени он проводит за границей, контролируя работу клиник-подрядчиков во Франции, Германии, Швейцарии, России и Украине. По словам 34-летнего Себова, принципы работы за рубежом очень не похожи на трудовые порядки на родине.

"Главное отличие иностранной организации от отечественной в том, что в Украине действует принцип "я начальник, ты – дурак", – сравнивает Себов, – а на Западе у человека больше возможностей отстоять свою точку зрения, творчески реализовать себя".

Не последнюю роль играют и зарплаты. К примеру, в Бельгии жалованье простого программиста такое же, как и ставка директора по информационным технологиям в Украине: в среднем $3,5 тыс. А вот в Австралии столько получают выпускники технических вузов без какого-либо опыта работы. Отличаются отечественные зарплаты даже от российских. Например, руководитель отдела маркетинга и рекламы в Москве получает $5 тыс., а в Киеве максимум $3 тыс.

Зачем зарабатывать больше

Но украинцы готовы продавать свой труд даже за меньшие, чем в среднем по рынку, деньги, утверждают рекрутеры. Все равно такие зарплаты гораздо выше, чем на родине, причем это распространяется на все уровни карьерной лестницы. Богдан Дурч из Consulting Alliance рассказывает о том, что в США программисты из Украины получают около $5 тыс. в месяц, что почти в два раза меньше, чем у специалистов с местной пропиской. И это при том, что уровень подготовки у выпускников КПИ порой выше, чем у американцев. Похожая ситуация и в других сферах.

Например, компетентность за сравнительно небольшие деньги не так давно купила в Украине крупная российская розничная сеть, подыскав в Киеве хорошего управляющего. На вопрос, почему работодатель-нерезидент искал топ-менеджера именно здесь, Леонида Яцунь, руководитель группы B2B агентства Brain Source International, выполнявшего заказ, ответила уклончиво: "Тем уровнем зарплаты, который предлагался, в России никого не удивишь, а здесь за такие деньги можно купить хорошего специалиста".

А вот в Google и Sitronix зарплатной дискриминации не существует, утверждают представители компаний. По словам Дмитрия Шоломко из международного интернет-гиганта, для его материнской структуры гораздо важнее опыт и знания работника, а то, из какой страны он приехал, на оплату труда не влияет. "Украинцы хорошие специалисты, – уверяет он, – кроме того, они легки на подъем и охотно переезжают из одной страны в другую".

Екатерина Шаповал, Фокус