Автомобильные аппетиты растут

Украина будет бить рекорды по продажам машин как минимум до 2010 года. Автомобилизация страны еще крайне низка, кроме того, среди украинских семей в моду входит покупка второго автомобиля

Related video

Сотруднице столичного банка Анне Ражевой пришлось ждать автомобиля Nissan Note около двух недель. "В наличии не было того цвета, который мы хотели", – делится впечатлениями Анна Ражева.

На самом деле Анне крупно повезло, ведь две недели – не срок для украинца, желающего купить машину. Например, сотрудник компании – оператора мобильной связи Сергей Кузьменко в середине января забронировал в автосалоне Honda Accord. Машину ему обещают доставить лишь в марте.

Не ожидали
В очередях нет ничего удивительного, ведь украинский авторынок переживает бум. И хотя кривая автопродаж идет в гору уже не первый год, минувший год побил все рекорды. "В 2007 г. в Украине было продано 542 тыс. новых автомобилей. Это намного превышает даже самые оптимистические прогнозы", – сказал Фокусу директор компании Auto-Consulting Олег Омельницкий.

С такими результатами украинский авторынок занял седьмое место в Европе, улучшив свои прошлогодние показатели на два пункта. По объему отечественный рынок больше австрийского, голландского или бельгийского. А по динамике роста продаж Украина вторая после Литвы. Участники рынка к такому развитию ситуации оказались не готовы – отсюда и очереди.

"Немногие продавцы ожидали такого большого объема продаж в 2007 г. Соответственно более консервативно подходили к заказам", – объяснил Фокусу директор по маркетингу Nissan Motors Украина Андрей Нестеренко. По его словам, продавцы обычно опасаются заказывать больше моделей, чем могут продать. Да и производители не могут быстро увеличить объемы производства, если модель оказывается более успешной, чем ожидалось. "У нас были небольшие проблемы с Audi Q7. Продукт пользовался огромным спросом, но завод в Германии установил для Украины определенные квоты", – рассказал Фокусу директор по маркетингу и рекламе автодилерской фирмы VIPOS Руслан Олефир. Иными словами, стоять в очередях приходилось даже тем, кто был готов выложить за железного коня $40-60 тыс.

Политический фактор
Украинцы покупают автомобили ударными темпами по нескольким причинам. "Во-первых, сказывается рост благосостояния населения. Во-вторых, опережающее развитие банковского кредитования", – перечисляет Олег Омельницкий. С мнением коллеги согласен и Андрей Нестеренко. "В 2007 году доля автомобилей, проданных в кредит, приблизилась к 50%. Хотя в 2006-м она не превышала 35%", – отметил он.

Понять мотивы банкиров несложно: средняя цена продаваемого в Украине автомобиля растет, а это повышает ликвидность автомобилей как залога. И даже если заемщик не может вовремя вернуть кредит, залог может быть легко и быстро реализован. "Поэтому банки с удовольствием кредитуют покупателей и конкурируют между собой на этом рынке", – объясняет директор по маркетингу Nissan Motors Украина.

Примечательно, что рост доходов и доступные кредиты вызвали соблазн купить машину даже у тех украинцев, у которых она уже есть. Ведь из более чем полумиллиона покупателей новых легковушек лишь 140 тыс. приобрели личный автомобиль впервые. Остальные покупки – это либо замена старого авто, либо приобретение второго автомобиля для семьи.

"Раньше нас вполне устраивал подержанный "Форд". Но в семье ожидалось пополнение, поэтому мы с мужем решили потратиться на семейный автомобиль", – поясняет мотивы приобретения Анна Ражева. Сергей Кузьменко "Хонду" покупает для жены. "В связи со спецификой работы она много передвигается по городу. Ездить в общественном транспорте проблематично, поэтому нам нужна вторая машина", – объясняет он.

Анна Ражева тоже не хочет, чтобы ее новенький Nissan Note долго оставался единственной машиной в семье. Не исключено, что свою лепту в автомобильный бум она с мужем внесет уже в этом году.

Но нередко замена стального коня вызвана банальным нежеланием водителя ездить на подержанном авто. Например, менеджер по продажам Ростислав Карпенко уже продал свою старую машину и собирается купить новый Dacia Logan. Тем не менее о замене еще не купленной машины он думает уже сейчас. "Планирую использовать ее лет пять, а там посмотрим", – рассказывает он.

У автомобильного бума есть и более специфические причины. Одной из них Олег Омельницкий считает парламентские выборы и избирательную кампанию перед ними. "Дополнительные вливания денег на выборы отчасти вылились на рынок автомобилей", – говорит эксперт. Еще одной важной причиной он считает перетекание средств с рынка недвижимости на авторынок.

Прощание с "Жигулями"
Украинский рынок автомобилей можно разделить на две части: иностранные бренды и марки стран СНГ. И если общий рост рынка в 2007 г. составил 40%, то рынок иностранных марок, куда входят в том числе и ряд автомобилей, собираемых в Украине, вырос на 66%.

Тем не менее по абсолютному числу проданных авто лидером в Украине по-прежнему остается российский "АвтоВАЗ". Но участники рынка предсказывают, что в ближайшие несколько лет он все-таки потеряет свои позиции. "Действительно, "АвтоВАЗ" – лидер продаж по стране, однако в Киеве ситуация меняется. Например, по итогам декабря на первое место в столице вышли автомобили Chevrolet", – говорит Андрей Нестеренко. По его словам, в целом для рынка характерна тенденция замещения автомобилей производства СНГ автомобилями иностранного производства.

Продажи дорогих автомобилей премиум-класса тоже росли, хотя и не так быстро, как в предыдущий год. "Это связано с насыщением украинского рынка такими автомобилями", – объясняет Руслан Олефир из компании VIPOS. Тем не менее, подчеркивает он, динамика роста рынка в Украине все равно выше, чем в среднем по Европе и миру.

"Жигули"не сдаются

* - рейтинг составлен без учета продаж подержанных авто. Источник: Auto-Consulting

Перегоним Америку
Эксперты уверены, что в 2008 г. автомобильный бум продолжится. "Мы ожидаем продажи на уровне 700 тыс. автомобилей", – прогнозирует Руслан Омельницкий. По его мнению, велика вероятность того, что после 2010 г. национальный рынок будет расти на миллион автомобилей ежегодно.

В своих прогнозах эксперт исходит из численности населения страны и низкого процента автомобилизации украинцев. Население Украины – около 47  млн. человек, тогда как автомобильный парк – порядка 6,5  млн. легковых авто. Таким образом, на 1000 человек приходится 130 легковых автомобилей. "Это достаточно низкий процент для развитых стран, в которых этот показатель достигает 500 и более", – говорит Омельницкий. Он уверен, что Украина пойдет по пути, который проходили другие страны. До 2010 г. аналитики Auto-Consulting ожидают достижения Украиной показателя в 200 автомобилей на 1000 жителей.

Огромный потенциал для роста есть и на вторичном рынке. Ждут своей очереди к обновлению более 4  млн. автомобилей, которые при разумных стимулирующих программах владельцам будет интересно обменять на новые авто. Некоторые европейские компании уже заявляют о том, что намерены развивать этот сегмент.

Тем более что, по прогнозам участников рынка, через 3-4 года бум продаж новых автомобилей спадет, тогда как рынок б/у автомобилей значительно вырастет. Одной из причин этого может стать вступление Украины в ВТО. Ведь когда в странах Восточной Европы ввели одинаковые условия ввоза для новых и подержанных машин, рост продаж новых автомобилей стабилизировался.

Кстати, именно Восточная Европа вместе с Азией сейчас обеспечивают рост мирового автомобильного рынка. Но в мировом масштабе продажи автомобилей вскоре могут снизиться из-за финансового кризиса, считают аналитики авторитетного рейтингового агентства Standard & Poor"s. Эпицентром спада станет Северная Америка: в 2008 г. продажи автомобилей в США могут достигнуть самого низкого уровня за последние 10 лет в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране.

Между тем отраслевая специализированная служба Polk, расположенная в немецком Эссене, прогнозирует, что мировой автомобильный парк к 2010 г. может увеличиться до одного миллиарда автомобилей (сегодня – 942  млн.). Наибольший рост ожидается опять-таки в Азии и Восточной Европе. Аналитики даже опасаются, что такой рост автопарка неминуемо приведет к энергетическому кризису, ведь потребление нефти и других энергоносителей растет из года в год.