Чувство долга. Интервью с зампредом ГНАУ Сергеем Лекарем

Заместитель председателя Государственной налоговой администрации Сергей Лекарь рассказал Фокусу о том, что деньги неплательщиков налогов уже принадлежат народу, а упрощенцы будут сдавать отчетность наравне со всеми

Related video

Сергей Лекарь – абсолютный лидер по числу лет, проведенных в кресле заместителя главы Государственной налоговой администрации. С мая 2003 года, когда он был назначен на эту должность, менялись не только руководители ГНАУ, но и партии власти. Однако он по-прежнему остается на своем месте – как говорят собеседники Фокуса в налоговой, политика политикой, а без людей, разбирающихся в налоговом деле, не обойтись. Сергея Лекаря как раз и считают таким докой, а значит, он как никто другой видит все подводные камни нового Налогового кодекса. Однако при этом готов отстаивать его до последнего.

– Налоговый кодекс – единый консолидированный документ, в котором четко описаны все процедуры и унифицированы все нормы. Нет никакой разницы в администрировании всех налогов – от НДС до налога на доходы физлиц. То есть это значительно облегчает работу налогоплательщиков с администрацией. Кроме того, снижены ставки на ряд налогов. Отныне налоговая будет ответственна за упущения в работе, если неправильно насчитали налоги или не вовремя вернули НДС. Уменьшается количество контрольных функций и прописаны процедуры привлечения к ответственности.

Однако, говоря об уменьшении контрольных функций, Сергей Лекарь не упоминает о беспрецедентном официальном разрешении изымать у налогоплательщиков кассу. Впрочем, по его словам, хотя позволили это только сейчас, отъем кассы не был запрещен и ранее, а само решение является абсолютно правильным и логичным.

– Как предприниматель потом может задокументировать такой акт? И не боитесь ли, что, допуская инспекторов к наличным деньгам, вы провоцируете различные злоупотребления?

– Кассу забирают под документы. Ее сдают в банк, записывают на счет от имени предприятия, и с этого счета деньги перечисляются на государственный счет. Что касается злоупотреблений, то право взыскивать денежные средства не дает права этим злоупотреблять. Если кто-то так делает, значит, превышает служебные полномочия и должен быть наказан. Поэтому мы опубликовали у себя на сайте телефоны доверия, по которым к нам всегда можно обратиться и пожаловаться на различные нарушения.

В Налоговом кодексе нет раздела, регулирующего работу предпринимателей, находящихся на едином налоге. Они продолжают работать по схеме, принятой еще в президентском декрете 1998 г., где от них требовали минимум документов. С начала же этого года работающих единоналожников обязали сохранять и предъявлять всю первичную документацию. По мнению Сергея Лекаря, ничего парадоксального в этом нет.

– Мы говорим об упрощении, а не об освобождении от уплаты налогов. В законе о налоге на доходы физических лиц записано, что они должны вести учет доходов и расходов. И никто их от этой функции не освобождает. А если человек предприниматель, он – налоговый агент и является субъектом, который имеет право на выписку налоговых накладных, он обязан придерживаться всех требований законов. У него должны быть все документы – от свидетельства о регистрации до книги учета расходов, которая заполняется на основании первичных документов. Это основы ведения бизнеса. Иначе он даже не будет знать, прибыльно ли его дело.

– Однако от упрощенцев никогда не требовали накладные на поставленный товар. Они не вели такого учета.

– В любом случае это не освобождало субъекта от выполнения тех или иных законодательных норм, например, от выполнения функции налогового агента или от начисления зарплат. Хотя раньше к этому вопросу не было столько внимания.

– Вы говорите, что Кодекс упрощает взаимоотношения налоговиков и предпринимателей. Одним из облегчений должна была стать подача деклараций в электронном виде, без визита в налоговую. Однако предприниматели, пытающиеся получить разрешение на эту форму работы, говорят, что для этого нужно собрать десятки подписей, множество разрешений, получение которых требует присутствия директора предприятия. В чем здесь упрощение?

– Налоговый кодекс предполагает, что некоторые предприниматели обязательно будут подавать документы в электронном виде. Другие могут присоединиться по желанию. Мы, кстати, всех агитируем это сделать, поскольку это очень удобная система, экономящая время. Однако каждому, кто хочет зарегистрироваться, нужно оформить все полагающиеся документы. Условия-то мы создаем, но есть люди, попадающие в зону риска. Например, у нас имеются юридические адреса, по которым зарегистрировано свыше тысячи налогоплательщиков. С такими нужно встречаться и выяснять конкретные адреса, разбираться, реальна ли эта компания.

– То есть, если к вам придут с завода, который расположен в хорошо известном всем месте и имеет давнюю налоговую историю, от него таких "бегунков" не потребуют?

– Любому предпринимателю нужно будет изучить все преимущества подачи отчетности, предоставить пакет документов с указанием электронного адреса, который будет сверен с налоговым органом для налаживания двустороннего контакта, а "бегунков" для этих процедур не предполагается.

Одной из извечных налоговых проблем является возмещение НДС. Налоговый кодекс обещал, что с 2011 года НДС будет возмещаться автоматически. Если, конечно, плательщик-экспортер доказал свою благонадежность. Однако с начала года никто из крупных экспортеров свои деньги не получил. И даже не узнал, может ли вообще рассчитывать на это в будущем.

– Сейчас идет подготовительный период. Автоматически возмещать НДС станут по результатам работы предприятий, которые подали отчетность по операциям, проведенным в 2011 году. Поскольку первые декларации появятся только в феврале, сейчас сложно что-то сказать по этим данным. Например, мы присматриваемся к компаниям, составили предварительный список, а они возьмут и подадут декларацию с отрицательным показателем прибыли. Мы пока просто готовимся к внедрению этой программы. Главное, чтобы сейчас плательщики сами ответственно отнеслись к своим партнерам и контрагентам, отслеживали цепочки, по которым платится НДС. Поскольку если будут сомнительные контрагенты, то с автоматическим возмещением могут возникнуть проблемы.

– В бюджет 2011 года заложена сумма по возмещению НДС в 37 миллиардов гривен. Вы считаете, что этих денег хватит?

– Запланированная сумма утверждена законом, и если экономика будет работать реально, нам ее хватит.

– Что вы можете сказать о выполнимости обязательств по сбору денег в бюджет, вмененных налоговой? Его можно выполнить, или налоговики к концу года начнут требовать авансовые платежи?

– Как показывает январь, бюджет будет сложным. Но мы видим возможности для его выполнения. Рассчитываем, что план поступлений за январь выполним на 100 с лишним процентов.

Наталия Гузенко, Фокус