Купить время. Украинский финансист сделал бизнес на кафе с бесплатным кофе и без официантов

Испытав трудности с поиском мест для деловых встреч, финансист решил открыть кафе для общения — с бесплатным кофе и почасовой оплатой посиделок

Related video

В юности уроженец Ровно Дмитрий Мужук выбирал между профессиями археолога и финансиста. Склонившись к прагматичному второму варианту и отучившись в Киевском торгово-экономическом университете, он начал трудиться в иностранной компании. Немалую часть его рабочего времени занимали разнообразные встречи. И Мужук заметил, что в Киеве нет подходящих заведений: "Не было места, где можно не только встретиться с будущим бизнес-партнером, но и после встречи поиграть в настольный футбол, что сделало бы атмосферу непринужденной". Так у него возникла идея открыть кафе для развлечений, саморазвития, общения и работы, в котором люди проводили бы время не только за едой. А платили бы за время.

Несколько месяцев у Дмитрия ушло на поиски инвестора, который согласился вложить деньги в подобный проект, еще несколько — на подготовку, и вот в июне 2012 года в Киеве наконец открылось его Smartcafe Bibliotech. Только оказалась, что идея продавать пространство и время возникла не у него одного. За этот год в столице у Smartcafe Bibliotech уже появилось два конкурента. Правда, Мужук не переживает по этому поводу — по его данным, аудитория заведений подобного формата в Киеве составляет 1,5 млн человек. И хоть его проект пока не вышел на окупаемость, предприниматель рассчитывает в начале следующего года открыть в Киеве еще одно "умное кафе".

Место встречи изменить нельзя
Открытие Smartcafe обошлось предпринимателю в $50 000. Осмотрев несколько помещений, Дмитрий Мужук выбрал место на втором этаже офисного центра "Европа Плаза" на улице Саксаганского. Благодаря такому расположению искать клиентов долго не пришлось.

Над интерьером кафе несколько месяцев трудились братья Владимир и Александр Юдины из компании "Козырный дизайн". Пространство украшают подушки-пазлы, книжная полка в стиле компьютерной игры Pacman и стена с фотографиями известных личностей и персонажей.

Чтобы разойтись с уже открывшимся на тот момент конкурентом — кафе "Циферблат", было принято решение разделить Smartcafe на четыре отдельных сектора: зону развлечений fun, зону smart, где выставлено 2000 книг, место для встреч с друзьями friends, зону для фриланса lounge. К услугам посетителей также комната для конференций.

"Мы хотели создать место, в котором человек мог бы не только проводить время, но и взять что-то для себя, развиваться", — говорит Дмитрий. В "умном кафе" регулярно проходят мастер-классы и тренинги, в нем проводили конференции Google и Nokia.

В бесплатном меню — чай, кофе, апельсиновый фреш и сладости. Посетители могут также приносить еду с собой.

Рекламной компании Smartcafe не понадобилось: информация о нем распространялась в социальных сетях и при помощи сарафанного радио. С первых месяцев кафе стало довольно популярным. Ежедневно его посещают более 100 человек. За то, чтобы прийти пообщаться с друзьями или почитать книгу, клиент платит 36 грн. в час, для фрилансеров особый тариф — те, кто работает с 10 утра до 6 вечера, платят 72 грн. за весь день. Есть также скидки для студентов: в будние дни они платят 18 грн. в час. Среднее время посещения заведения — 2 часа, месячный оборот – около 210 000 грн.

Программист Илья Яковлев приходит в Smartcafe раз в две недели, чтобы поработать удаленно. "Иногда я устаю от офиса и вынужденного общения", — объясняет он. В Smartcafe, с одной стороны, его окружает много людей, а с другой — они заняты своими делами и не отвлекают его. Нравится Илье и возможность поучаствовать в каком-то интересном мероприятии, например, в тренинге.

В Smartcafe трудятся семь человек, но официантами их можно назвать с натяжкой: кофе и чай посетители готовят сами, а персонал просто подсказывает, как справиться с техникой, и следит за чистотой. "Наши сотрудники — это скорей бэк-офис, чем обслуживающий персонал", — отмечает Мужук. Он старается набирать людей веселых и дружелюбных, способных поддержать беседу и пошутить, чтобы посетители чувствовали себя комфортно. Сотрудники кафе — студенты, которым нужна подработка, и люди с опытом работы в сфере общепита.

Свободная зона
С начала года в Киеве открылось уже три заведения, где платят за время. Первым в январе появился "Циферблат", филиал российской сети арт-кафе. А три недели назад первых посетителей приняло еще одно кафе такого формата — "Часопис". При этом каждое новое заведение усложняет концепцию, предлагая клиенту все больше вариантов досуга. Территория "Циферблата" представляет собой фриспейс, Smartcafe предложило посетителям четыре зоны и комнату для конференций, "Часопис" — семь залов.

По словам Ольги Наносовой, генерального директора компании "Ресторанный консалтинг", причина популярности подобных кафе в том, что в них нуждаются те, кому неуютно в традиционных заведениях. "Людей, которые приходят общаться, заказывают мало и долго занимают стол, не любят в обычных ресторанах", — подчеркивает она. "Пространства" смогли предоставить таким клиентам услугу, в которой они нуждались. Насонова предполагает, что в Киеве можно открыть еще пять-шесть подобных заведений.

С этим соглашается и Дмитрий Мужук. По данным маркетингового исследования, заказанного Smartcafe Bibliotech, в такие кафе в Киеве не прочь приходить почти половина всех жителей столицы. Правда, предприниматель сознает, что предлагает нестандартное для рынка решение, и пока непонятно, насколько этот формат будет успешным в долгосрочной перспективе. "В Москве это работает два года, в Киеве пока всем нравится, но может и надоесть", — говорит он. Поэтому планы на будущее строит осторожно.

Деньги, вложенные в развитие кафе, Мужук рассчитывает вернуть до конца 2012-го. Параллельно планирует открыть еще одну точку. "У нас нет цели как можно скорее отбить деньги, мы нацелены на развитие проекта, поэтому будем и дальше инвестировать", — рассказывает он. Новое заведение появится в Киеве, после чего предприниматель готов присмотреться и к регионам, у него уже есть предложения о запуске Smartcafe в других городах.

Ирина Гамалий, Фокус