Они это сделали. Предприниматели рассказали, как им удалось открыть свое дело в разгар кризиса

Предприниматели рассказали Фокусу о том, как им удалось открыть свое дело в разгар кризиса

Related video

Александр Молчанов, владелец магазина "Арбалет"

В 2009 году я работал в одной из киевских компаний, предоставляющих IT-услуги. Идея открыть интернет-магазин по торговле арбалетами появилась у моего брата Артема, и я ее поддержал. С одной стороны, хотелось заниматься тем, что интересно, – видимо, "недострелял" в детстве. С другой, я начал задумываться о дополнительном заработке. Открывать свое дело в кризис было нестрашно: я, менеджер по продажам, понимал, что мне придется делать привычную работу. Для старта нам понадобилось около $3 тыс. Arbalet.in.ua открылся накануне 2010 года – мы подумали, что люди захотят купить нестандартные новогодние подарки своим близким. Но жизнь внесла свои коррективы: первый крупный заказ мы получили только в марте 2010-го: один из крымских тиров сделал заказ на сумму более 10 тыс. грн., закупив для себя инвентарь. Первое время приходилось совмещать прежнюю работу с новой.
Мы столкнулись с тем, что клиенты часто отказываются от покупки потому, что не могут увидеть товар воочию. Поэтому в 2012 году я начал искать помещение для магазина. Пришлось уволиться с предыдущей работы, о чем не жалею.

Сегодня продукцию закупаем напрямую у поставщиков. Большая ее часть произведена в Китае и Корее, что-то в США и даже в Украине. У нас появились постоянные клиенты. Ежемесячная прибыль магазина – от $2 тыс.

Хотим реализовать еще два проекта: один из них связан с сувенирным оружием, а другой – интернет-магазин по торговле пневматикой.

В феврале 2009 года я подал заявление об уходе из крупной медийной компании. Коллега назвал мой поступок "финансовым самоубийством". На что я ему ответил, что это не самоубийство, а харакири, потому что самоубийство совершается по слабости. Я ушел, лишившись $1,5 тыс. дохода. Какое-то время перебивался временными подработками, но позже решил открыть тренинговый центр. Сейчас он называется "Международный проект развития личности "Жизнь как чудо".

Мы проводим тренинги, фестивали, мастер-классы, в том числе по финансовой грамотности, поддерживаем людей, лишившихся стабильного дохода. На тренингах я рассказываю об этом опыте. Мы с супругой говорим, что всем движет страх номер один – умереть в нищете и одиночестве, но если ты его преодолеваешь, то получаешь много бонусов. Большинству людей этот страх навязывает психология наемного работника. Страх номер один спрашивает: "Хочешь жить?" И перепуганные граждане несутся на нелюбимую работу, где гнут спину "на дядю". А дядя вместе с этими гражданами распускает слухи в социальных сетях, что в "этой стране невозможно открыть бизнес и вообще надеяться не на что". И всем выгодно – и ему, и наемным работникам. Дядя получает дешевую рабочую силу, дешевая рабочая сила – оправдание для самих себя, своего бездействия и пассивности. Им удобнее не выходить из зоны комфорта и продолжать работать на дядю.

Проект 2play стартовал в феврале 2012-го. Первоначальные вложения составили около 6 тыс. грн. Одна из существенных статей затрат – аренда помещений для встреч. Это может быть кафе, ресторан или клуб, желательно в центре Киева. Атмосфера в заведении должна располагать к легкому общению.

Прежде чем продавать эту услугу, решили провести вечеринку в формате speed-dating, пригласив наших знакомых, которые не знали друг друга. Тест прошел успешно, и мы начали работать. В типичной вечеринке участвуют десять мужчин и десять женщин, каждой паре на общение дается семь минут. Тему задает ведущая или выбирают сами участники. Единственное табу – вопросы о личных доходах.

Полагаю, что пик популярности speed-dating среди украинцев еще впереди. На Западе же к такому формату знакомств давно привыкли, он там пользуется популярностью. Мы изучали зарубежную статистику: около 15% молодых людей используют для знакомств подобные вечеринки. Сейчас наш годовой оборот – более 50 000 грн.

Я – врач, а не предприниматель. И это основная проблема. Психологически сложно было брать у пациентов деньги за свои услуги. Также мне трудно справляться с организацией бизнеса – все эти отчеты в налоговую, проверки. Нанять человека, который бы этим занимался, пока себе позволить не могу.
Открыть частый кабинет в Украине очень сложно, без помощи семьи бы не справилась. Только оборудование для кабинета в 2008 году обошлось в $20 тыс., а сейчас было бы еще дороже. К тому же грянул кризис, и было непонятно, чем это закончится. Поначалу на прием приходили не более пяти человек в месяц: в основном знакомые. Сегодня – около 40 человек в месяц. Максимальная стоимость консультации – 370 грн. К услугам частных врачей в Киеве прибегают и приезжие, и те, кто не смог решить проблему в обычной поликлинике. Это и есть мои основные клиенты.

Самый большой плюс частной практики в том, что я работаю сама на себя, могу самостоятельно планировать время, больше внимания уделять детям и внукам. Грандиозных планов по развитию бизнеса у меня нет. Но хочется, чтобы было больше клиентов. Конкуренции в традиционном смысле не боюсь, наоборот, я рада делиться опытом с коллегами.

Фокус.ua