Не наш стиль. Почему мировые интернет-ретейлеры не спешат в Украину

Мировой интернет-ретейлер SmartGuyGroup выходит на украинский рынок. Остальные глобальные игроки сюда не торопятся. Чего они боятся?

Related video

Алекс Пинскер, директор по развитию крупнейшего в Скандинавии одежного ретейлера SmartGuyGroup A/S, доволен первыми результатами работы киевского интернет-магазина компании. "Каждый день мы фиксируем увеличение числа посетителей", — говорит Пинскер.

В феврале международный fashion-гигант вывел на украинский рынок свой бренд StylePit.ua — под этой маркой компания покоряет новые страны. Исключение — Российская Федерация, там ретейлер раскручивает бренд SmartModa. В Украине SmartGuy в течение года планирует выйти на ежедневный оборот в 0,5 млн грн. и принимать в день 600 заказов на одежду, обувь и аксессуары.

Дорогие датчане
В ассортименте SmartGuy около 1000 брендов, и большинство из них до сих пор не были представлены в Украине: Belmondo, PunkBirds, SoNize, TrafficPeople и т. д. В основном это недешевые торговые марки, попадающие в категорию "средний плюс". Цена большинства кофт и регланов колеблется в пределах 400–500 грн., платья стоят от 900 грн., джинсы — минимум 500 грн. "Мы в принципе не продаем дешевую одежду", — утверждает Пинскер. Хотя в разделе "Распродажи" цены стартуют от 200 грн.

Особенность StylePit.ua — бесплатная доставка по Украине без ограничения минимальной цены, что объясняется относительно высокой стоимостью заказов. В европейских странах средняя покупка в таком магазине — около 100 евро. В Украине этот показатель составит 855 грн., прогнозируют в компании.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Одежда в тени
По данным Госстата, украинцы ежемесячно тратят на одежду около 6% своего дохода. За последние 10 лет абсолютная цифра затрат среднестатистического украинца на одежду существенно увеличилась — с 36 грн. в месяц в 2002 году до 200 грн. — к началу 2012-го.

Динамика этого показателя, конечно, говорит прежде всего об инфляции. И лишь косвенно — о растущем спросе на дорогую, то есть брендированную, одежду.

Официальный объем продаж на внутреннем рынке изделий легкой промышленности — около 12 млрд грн. в год, потраченных потребителями на импортную и отечественную одежду. Но с реальностью этот показатель имеет мало общего. По данным ассоциации "Укрлегпром", объем рынка в пять раз больше — около 60 млрд грн., из них около 16 млрд — организованная обувная розница. Но поскольку в Украине развита серая торговля и подпольное производство, точных цифр не знает никто. Максим Мазитов, генеральный директор "Кари Украина" (сеть обувных магазинов), подчеркивает, что крайне сложно подсчитать обороты рыночных и уличных торговцев.

Легальные игроки утверждают, что рынок ежегодно растет примерно на 10–15% в зависимости от сегмента. Происходит это за счет увеличения удельного веса цивилизованной розницы в ущерб рынкам, а также благодаря развитию онлайн-торговли. Сегодня около половины населения в Украине (44%) имеют доступ к интернету, и 10% совершают покупки онлайн. Через два года, прогнозирует исследовательская компания GFK, интернет-магазины захватят до четверти всего объема торговли в стране.

Новые лица
Но несмотря на формально радужные перспективы украинского рынка, международный fashion-ретейлер — нечастый гость в нашей стране. Наоборот, перечень операторов, ушедших с украинского рынка, обширнее списка прибывших. Только за последние пару лет Украину покинули Peacocks, Sasch и Sela.

Выход на украинский рынок мировых брендов сдерживается по нескольким причинам: невысокие доходы населения, нестабильность экономики и отсутствие местных партнеров. По словам главы Ассоциации по франчайзингу Украины Андрея Кривоноса, интерес международных игроков к стране очевиден: они делегируют сюда специалистов по развитию, знакомятся с рынком и декларируют готовность открывать здесь магазины. "Но это планы с оговоркой: открытие будет, когда появится местный партнер", — объясняет Кривонос. По его словам, именно сейчас у местных предпринимателей есть шанс привлечь международные бренды. "Сегодня в Украине не так велики политические риски, и это радует иностранцев. Бизнес спешит воспользоваться политической передышкой", — объясняет он.

Но относительная политическая стабильность — это, пожалуй, единственный серьезный довод для инвестора в пользу Украины. Маленькие зарплаты наших граждан огорчают fashion-операторов — у большей части украинцев одежда, обувь и аксессуары среди приоритетных покупок не числятся. "Потребительская корзина многих граждан состоит лишь из еды, коммунальных услуг и лекарств", — констатирует Андрей Новак, глава комитета экономистов Украины.

Еще один минус — административные барьеры. Торговцы опасаются, что реформаторские усилия правительства приведут к очередному ухудшению бизнес-климата. Бомба замедленного действия — законопроект "О внутренней торговле", подготовка которого активизировалась в 2013-м. Документ регламентирует взаимоотношения поставщика и продавца, наделяет чиновников широкими полномочиями (в некоторых случаях они будут даже устанавливать режим работы торговых точек) и вводит новые разрешительные процедуры, непреодолимые для большинства мелких торговцев. Если норматив заработает, основной удар со стороны контролирующих органов и чиновников примет на себя цивилизованная часть розницы. "Это не более 20% рынка. И работа этих игроков будет блокирована искусственными ограничениями и постоянными проверками", — опасается совладелец и глава наблюдательного совета ЗАО "Фуршет" Игорь Баленко. Некоторые нормы законопроекта вводят ограничения и для интернет-розницы. В частности, все онлайн-ретейлеры обязаны будут содержать офисы, склады и т. д. Такие требования могут озадачить даже SmartGuy, которая не планирует строить разветвленную инфраструктуру в Украине.

Валерия Липка, Фокус