Пятнадцатилетний капитал: молодежь обзаводится своим бизнесом еще до достижения совершеннолетия

Украинская молодежь обзаводится собственным бизнесом еще до достижения совершеннолетия. Здесь все как у взрослых: и рентабельность, и влияние мирового финансового кризиса

Related video

Денис Кроль пошел работать механиком на станцию техобслуживания автомобилей сразу же после окончания восьмого класса. Уже через несколько лет, набравшись опыта и заработав достаточно денег, он открыл собственный автосервис. Все его работники были гораздо старше своего хозяина. "Но мужики ко мне нормально относились – уважали, – вспоминает Денис. – Просто они видели, что я хороший специалист, а в нашем деле это ценят больше, чем возраст".

Молодая эстафета
По пути Дениса сегодня идут многие молодые люди. Причем нередко предпринимателями становятся подростки, даже не достигшие совершеннолетия. Юрию Билыку всего 15 лет, но он уже развивает собственный туристический бизнес. И хотя пока официально вступить в права владения собственной фирмой Юрий не может, он не унывает. "У меня есть старший партнер, который серьезно ко мне относится и не считает это юношеской забавой", – объясняет Юрий.

Ранний старт карьеры был характерен для большинства нынешних миллионеров. Например, Святослав Нечитайло, владелец сети "Эко-маркет", занимался поставками продуктов питания еще студентом. А бывший владелец знаменитого киевского торгового центра "Глобус" Гарри Корогодский стал заниматься бизнесом, не достигнув 20-летнего возраста.

Среди малых и средних бизнесменов молодежи еще больше. Евгению Бессонову, владельцу турфирмы "Сафари Марис", сейчас 33. Но свой бизнес – организацию подводных путешествий – он начинал в 24 года. Евгений утверждает, что возраст и время не имеют значения: начинать свой бизнес одинаково сложно и молодым, и взрослым, и в неспокойные 90-е, и сейчас. "Другое дело, что идея может быть свежей или старой. Вот это принципиально, а не какая эпоха на дворе", – говорит Бессонов.

А вот гендиректор группы компаний Advanter Group, 36-летний Андрей Длигач полагает, что начинать собственный бизнес легче сейчас, чем в начале 90-х, когда это делал он сам в 19-летнем возрасте. "Установились определенные правила, бизнес стал намного цивилизованнее", – объясняет Длигач. Первый бизнес Андрея был связан с распространением разработанного им программного продукта для проверки украинской орфографии и грамматики. Основной трудностью в те времена была низкая платежеспособность населения и откровенное нежелание платить за то, что можно взять бесплатно – пиратским способом. "Чуть позже, когда я занялся консалтингом, столкнулся с тем, что и предприятия не готовы были платить за профессиональные услуги. Пришлось вместе с моими коллегами формировать рынок", – говорит Андрей.

Все возрасты покорны
К молодым бизнесменам старожилы бизнеса, как правило, относятся с уважением. "Многие молодые люди в наше время отличаются хорошей деловой хваткой и знают толк не только в ведении дел, но и в тонкостях интересующей их сферы деятельности", – считает Андрей Длигач.

Денис Кроль тоже уверен, что возраст не помеха. "Главное – желание заработать и стремление к успеху, а возраст совершенно не важен", – отмечает он. Энергичные и целеустремленные молодые люди вызывают у него уважение. "По сравнению с сорокалетними тунеядцами, которые жалуются на жизнь и оправдывают свое нежелание зарабатывать влиянием небесных сфер и политикой, энергичная молодежь только выигрывает", – говорит Денис.

А Евгений Бессонов утверждает, что многому учится у молодежи. Вместе с тем, по его мнению, дело вовсе не в возрасте предпринимателя, а в том, создает человек барьер между собой и миром или нет. "Конечно, есть очень важные ребята, с ними молодежи общаться сложнее. Но большинство предпринимателей открыты к сотрудничеству и не сильно ориентируются на социальный статус и возраст", – считает бизнесмен.

Свой огород
Возможно, "взрослые" бизнесмены лояльно относятся к младшим коллегам потому, что сегодняшняя молодежь старается не посягать на их традиционные сферы, а осваивает новые горизонты. Большинство современных молодых предпринимателей начинают свой путь в бизнесе, как и их предшественники, – с торговли, но торгуют в основном в виртуальном пространстве.

Кроме интернет-магазинов будущие акулы современного бизнеса идут в IТ-сферу и занимаются разработками программного обеспечения или веб-дизайном. Такая узкая направленность объясняется тем, что большинство молодых бизнесменов рассчитывают на собственные силы. И стартовый капитал стараются заработать сами, не прибегая к помощи родителей.

А для начала интернет-бизнеса как раз не требуется много денег. Достаточно нескольких сотен долларов, чтобы зарегистрировать фирму и открыть свой ресурс в сети. Все остальное уже зависит от таланта бизнесмена, ведь управлять, например, студией веб-дизайна можно и с домашнего компьютера.

Отбить первоначальные вложения в собственный интернет-бизнес можно уже за первый месяц работы, а потом выйти на 70–80% рентабельности. Конечно, владея небольшим магазином во всемирной паутине, невозможно получать сверхприбыли. Средний ежемесячный доход небольшого интернет-магазина может достигать нескольких тысяч долларов. Немного для взрослого бизнеса, но вполне достаточно для удачного старта молодого предпринимателя.

Интернет-бизнес вообще считается самым молодым видом бизнеса в мире, в том числе и по возрасту предпринимателей. В мировой практике появились первые миллионеры, которые заработали свой капитал в сети. При этом средний возраст мегаудачливых бизнесменов часто едва превышает двадцатилетний рубеж. Многие из них уже известны во всем мире.

Пока держимся
Пример иностранных вундеркиндов, достигших успеха на бизнес-поприще, позволяет надеяться, что скоро в Украине появится новая каста молодых бизнесменов 18–24 лет. Они не будут бояться рисковать открывать собственные ниши и запускать новые продукты. Бизнес помолодеет и начнет развиваться, причем, как показывает мировая практика, этот процесс будет прямо пропорционален развитию в Украине новых технологий.

Правда, сейчас молодым бизнесменам наряду с их старшими коллегами приходится иметь дело с мировым экономическим кризисом. Но они относятся к нему с присущим молодежи оптимизмом. "Заказов стало ощутимо меньше, – поделился с Фокусом 20-летний владелец интернет-магазина. – Но мы пока держимся".

Сергей Коба, 24 года
интернет-магазин


Сергей основал свой бизнес ещё в университете. «После окончания школы началась более-менее взрослая жизнь, и просить деньги у родителей на мелкие расходы не хотелось», – вспоминает он. К тому же Сергей мечтал об автомобиле. «Я начинал с продажи одного плеера в день, работал и днём и ночью. Но работа приносила удовольствие, и я был готов посвящать ей всё свободное время», – признаётся бизнесмен. После окончания университета Сергей перешёл на более серьёзный уровень, открыв интернет-магазин. Не обошлось и без сложностей: несколько раз «друзья» предлагали ему долевое участие, один из них едва не лишил Сергея бизнеса. После этого случая бизнесмен стал работать один, при этом не отказываясь от совета старших товарищей.
Сергей Пуд, 20 лет, и Иван Кравчук, 20 лет
дизайн-студия


Иван и Сергей ещё студенты, но уже организовали собственное дело. «Студия дизайна» – это общее название для нескольких направлений бизнеса. Помимо создания интернет-сайтов ребята занимаются продажей лицензионных фотографий через фотобанк. «Сначала просто нужны были деньги, поэтому мы занялись разработкой дизайна интернет-сайтов. А когда дело пошло – открыли банк фотографий, в который каждый может загрузить своё фото на продажу», – говорит Сергей Пуд. Ребята всёрьёз рассчитывают, что их детище принесёт им и славу, и деньги. «Этому проекту чуть больше года, но у нас уже появились постоянные клиенты и постоянные авторы-фотографы. Теперь уже пути назад нет», – утверждает Иван Кравчук.
Дмитрий Пиндюрин, 23 года
интернет-магазины


Собственный бизнес Дмитрий основал два года назад, когда решил уволиться с работы, так как понял, что «пахать на дядю» ему не по душе. «Пока ты никто, к тебе и отношение соответствующее: подай, принеси, уйди не мешай», – говорит Дима. Стартовал он с нуля: кроме налаженных на предыдущей работе связей, ничего не было. По мнению Дмитрия, начинать собственный бизнес легко в любом возрасте. Сложности начинаются тогда, когда ты хочешь его поддерживать и развивать. «Бизнес – как ребёнок: он отнимает абсолютно все силы. Не хватает времени ни на встречи с друзьями, ни на личную жизнь». Но и отдача при таком подходе получается неплохая. Для Дмитрия Пиндюрина это основной заработок, который позволяет содержать ещё четырёх сотрудников.