Банкротство General Motors перекроит украинский авторынок

С 8 июня акции корпорации General Motors (GM) исключили из индекса Доу-Джонса, основного показателя деловой активности в США, где они значились на протяжении последних 83 лет.

Related video

"Положение компании не оставило нам другого выхода, кроме как исключить ее", – говорится в заявлении Роберта Томпсона, главного редактора индексов Доу-Джонса.

То, что произошло с крупнейшей автомобильной корпорацией Америки, – главная экономическая новость страны последних двух недель. Ее лично сообщил миру президент Барак Обама.

Для Украины банкротство GM может обернуться всплеском на рынке "серых" автомобилей. Кроме того, под угрозой выпуск "Шевроле" и "Опеля" на ЗАЗе.

Сделано в Украине
В Украине автомобили GM представлены преимущественно марками "Шевроле" и "Опель" производства завода АвтоЗАЗ корпорации "УкрАвто". Их по нашим дорогам ездит намного больше, чем настоящих американских авто. Только в прошлом году корпорация "УкрАвто" ежемесячно продавала около 12 тысяч машин, большая часть из которых – именно "Шевроле" и "Опель". Тогда как единственный в Украине официальный дилер GM – автомобильная группа "Кадиллак, Шевроле" – за 15 лет своей деятельности продала в стране всего 500 автомобилей. Это можно объяснить разницей в цене: продукция отечественного автопрома стоит в среднем около $15 тыс., американский автомобиль – в несколько раз дороже.

Банкротство GM влияния на корпорацию "УкрАвто" не окажет, заявляет владелец компании Тариэл Васадзе. По его словам, продукция ЗАЗа – собственность компании GM DAT, совместного предприятия, в котором доля североамериканского GM не превышает 25%.

"GM DAT вполне самостоятельный производитель", – объясняет Тариэл Васадзе. По его словам, нет оснований для прогнозирования сокращения выпуска "Опеля" и "Шевроле" в Украине.

Однако компания на всякий случай все же готовит запасной аэродром. На прошлой неделе стало известно о запуске производства корейских авто Kia на Запорожском автозаводе. До конца 2009 года здесь планируют собрать 17 тыс. машин.

Под прицелом
Больше всего на выпуск машин "Шевроле" и "Опель" может повлиять Россия, утверждает Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, а именно покупка консорциумом в составе компаний Magna и Сбербанк 55% компании "Опель". К тому же объединение получило права и на выпуск "Шевроле" в России. За сделкой, по слухам, стоит владелец завода ГАЗ Олег Дерипаска, который намерен наладить выпуск "Опеля" в России. "Сбербанк сделал выгодную инвестицию, которая может со временем принести ощутимый доход", – объясняет начальник аналитического отдела управляющей компании "Проспект" Дмитрий Парфенов.

Олег Назаренко предполагает, что ГАЗ намерен импортировать "Шевроле" и "Опель" в Украину, поэтому вряд ли потерпит прямого конкурента в лице "УкрАвто".

Но пока действует 13-процентная надбавка к пошлине на ввоз автомобилей, украинский автомагнат Тариэл Васадзе может спать спокойно: его машины дешевле импортных. Тем более что импортеры вообще отказались ввозить в Украину какие-либо авто, пока эту надбавку не отменят. Поэтому владелец "УкрАвто" не перестает настаивать, что "пошлину упразднять никто не будет".

Однако с ним не согласен министр экономики Украины Богдан Данилишин – он как раз недавно заявил, что правительство в скором времени все же отменит надбавку, потому что "после ее введения импорт остановился".

Американцы дешевеют
Что же касается потенциальных и нынешних владельцев "Шевроле" производства GM, то для них банкротство корпорации обернется снижением цен и на машины, и на комплектующие для них.

– Автомобили производства концерна подешевеют как минимум на $2–2,5 тыс.,– говорит Станислав Щербина, президент автомобильной группы "Кадиллак, Шевроле". – Из цены уйдет социальная составляющая: все эти пенсии работникам, медицинские страховки членам их семей, бесплатный транспорт.

По мнению главы компании, единственного официального импортера в Украину автомобилей GM, именно огромные социальные расходы и стали причиной банкротства крупнейшего автомобильного концерна.

– Когда произошел сбой на рынке ликвидности товара, начались проблемы со сбытом, руководство GM решило урезать социалку. А профсоюзы сказали "нет",– рассказывает Станислав Щербина.

Хотя Барак Обама и заявлял, что как только ситуация в GM стабилизируется, государство продаст свою 60-процентную долю, некоторые эксперты уверены, что этому уже не бывать.

Но кто бы ни владел концерном, дефицита автозапчастей к автомобилям GM не будет, потому что 90% деталей выпускает компания ACDelco, с концерном особо не связанная.

Киевлянин Александр, который занимается импортом в Украину запчастей по "серым" схемам (то есть в обход официальных дилеров, но вполне в рамках закона), рассказал Фокусу, что для стимуляции спроса ACDelco уже улучшает условия работы для дистрибьюторов. На вопрос, снизит ли это цены на детали в Украине, продавец ответил уклончиво: "Возможно".

Могут подешеветь в Украине и автомобили GM американской сборки. Во всяком случае в США и Европе их цена снизится на 40–50% в рамках распродаж со складов и реализации моделей прошлых лет, объясняет Олег Назаренко из Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.

По мнению эксперта, дисконтные машины могут доехать и до Украины. Правда, скорее это произойдет по неофициальным схемам. Даже Тариэл Васадзе признается, что по нашим дорогам ездит до 80% "серых" машин, особенно премиум-класса.

Впрочем, украинских любителей настоящих американцев это только обрадует, ведь "серые" машины всегда стоят дешевле, чем ввезенные официальными дистрибьюторами. А с учетом банкротных скидок, они могут стать еще дешевле, чем раньше.

Екатерина Шаповал