Энергетическая оборона. Украинские промышленники вкладывают в энергетическую независимость своих компаний

Вложенные сегодня миллионы завтра помогут и сэкономить, и заработать на продаже тока и тепла

Related video

"Для работы нашего Одесского нефтеперерабатывающего завода нужен пар, а его до сих пор производит уже ставшая раритетом установка с котлами 35–37-летней давности. Мы пришли к выводу, что пора строить свой энергоблок, на котором помимо пара будет вырабатываться и электричество", – описывает генеральный план по модернизации завода директор компании "Лукойл-энергия и газ Украина" Николай Фарина. Получать ток и пар решили из отходов нефтепереработки, которые традиционно уничтожаются. А ведь терять "богатство", в прямом смысле вылетающее в трубу без энергогенерирующих устройств, просто расточительство. Поэтому руководство ОдНПЗ не пожалело на новации около $60 млн.

О пользе собственных энергоблоков к осени 2009 г. задумались все крупные промышленники Украины. А некоторые из них, такие как группа "Метинвест" и корпорация "Индустриальный союз Донбасса" (ИСД), уже начали действовать. Алчевский меткомбинат к 2010 г. планирует запустить первый блок энергокомплекса, в который войдут три парогазовые установки. Это оборудование собственник комбината – ИСД, купил три года назад, во время поездки украинского правительства в Японию. "До конца 2009-го мы запустим комплекс по производству электричества мощностью З МВт/час, а в следующем году два комплекса мощностью 8 МВт/час", – рассказывает почетный президент ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, подхвативший новое веяние.

Подпитка для гиганта

Технологии энергосбережения решают сразу несколько проблем крупных промышленников. Самая наболевшая из них – утилизации отходов далеко не безопасного производства. К примеру, при добыче угля вырабатывается метан, который можно либо переработать в энергию, либо сжечь. Последний вариант наносит вред окружающей среде и создает аварийные ситуации в шахтах. "С 2007 г. мы работаем над программой по утилизации метана, чтобы повысить безопасность труда и сделать более эффективной добычу угля, хотим запустить энергокомплекс", – рассказывает генеральный директор шахты "Комсомолец Донбасса" Артур Мартовицкий. В 2010 г. собственник этого предприятия, Донбасская топливно-энергетическая компания (ДТЭК), планирует купить две станции по выработке тепла и энергии суммарной мощностью 3 МВт, работающие на шахтном газе.

Но главным преимуществом подобных установок является экономия средств. По информации Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ), за последние пять лет тысяча кубометров газа подорожала на 83,8% – до 2020,25 грн., а кВт/час электроэнергии – на 61,2% – до 0,52–0,7 грн. Имея собственный энергоблок, компания может хорошо сэкономить. "У нас всегда были излишки газа, образовывавшиеся в процессе производства металла. Если раньше их уничтожали, то сейчас задумались над эффективным использованием", – отмечает заместитель главного энергетика меткомбината "Азовсталь" Сергей Божков. К ноябрю 2009 г. на этом предприятии действовали четыре турбогенератора, обеспечивавшие 30% потребности комбината. Сейчас группа "Метинвест", в которую входит "Азовсталь", утверждает программу строительства двух парогазовых установок для комбината – они будут перерабатывать весь "побочный" доменный, коксовый и конвекторный газ. Это позволит заводу со временем перейти на энергетическое самообслуживание.

Пока тормозит реализацию проектов их немалая стоимость: генерация в Алчевске обошлась в $383 млн., ДТЭК оценивает свои инвестиции в 118 млн. грн., предварительные оценки затрат на оборудование для "Азовстали" – 7 млрд. грн. Для энергетических модернизаций нужны кредиты. "Сегодня ни один банк не даст украинским промышленникам ссуду на модернизацию производства. Такие кредиты связаны с высокими рисками, на которые финучреждения не готовы", – утверждает акционер банка "Национальный кредит" Андрей Онистрат.

Именно поэтому к ноябрю 2009 г. реализация ряда проектов застопорилась. Принадлежащий группе ИСД ДМК им. Дзержинского планировал начать строительство парогазовой установки в середине года и завершить в течение 2,5 лет. Но воз и ныне там. На "Азовстали" реализацию проекта запланировали на 2012 г. "Отечественным компаниям трудно рассчитывать на привлечение крупных займов до 2011 г. Особенно это касается ФПГ, активно получавших кредиты в прошлые годы, – им для начала нужно разобраться с имеющимися долгами. И сейчас вряд ли они будут тратить деньги на модернизацию", – описывает ситуацию аналитик BG Capital Евгений Дубогрыз.

В свете будущего

Однако никакой кредитный голод не заставит промышленников отказаться от энергосберегающих идей. Ведь утилизация вредных отходов должна не только с лихвой обеспечить крупные предприятия энергией, но и дать возможность продавать излишки. Чем и намерены заняться многие отечественные новаторы. "Мощность запланированных агрегатов составляет 18 МВт/час. В час на потребности ОдНПЗ необходимы 1,5 МВт, а 16,5 МВт мы сможем продавать облэнерго или другим предприятиям", – строит планы Николай Фарина.

Еще один способ заработать – торговать квотами на выбросы по Киотскому протоколу. По данным экспертов Фокуса, проект ДТЭК позволит сократить выбросы парниковых газов примерно на 0,62 тыс. т, электростанция Алчевского меткомбината – на 7,5 млн. т. В 2009 г. тонна выбросов оценивается в $10–12, то есть будущие барыши компаний, вовремя занявшихся генерацией, могут достигать десятков миллионов "киотских" долларов.

Практически на каждом своем заседании НКРЭ выдает местным предприятиям новые лицензии на производство тока и тепла. А значит, местные ФПГ, по расчетам экспертов Фокуса, в ближайшие пять лет запустят энергосберегающие технологии.

Наталья Гузенко, Фокус