Свет кленом сошелся. Олимпиада-2010 может принести рекордные убытки организаторам

Заработать в Ванкувере удастся разве что малому и среднему бизнесу

Related video

Житель Ванкувера Джефф Ки на своем блоге www.jeffkee.com с олимпийским азартом спорит со всеми, кто считает, что XXI зимние Игры обрекут его родной город на финансовую катастрофу. На каждый аргумент противников соревнований у него имеется свой ответ. А таких аргументов достаточно: уровень безработицы в Канаде в феврале составил 8,5%, власти сокращают расходы на образование и социальные нужды (бюджет министерства культуры урезан на 80%, а здравоохранение недополучит $330 млн.). Раздутый как никогда бюджет Игр в Ванкувере на фоне этих внутренних проблем кажется многим по меньшей мере оскорбительным. Но Джефф Ки считает, что огромные расходы оправданны. Построенные для Олимпиады объекты и транспортные развязки еще сослужат городу неплохую службу, а цены на недвижимость пойдут в гору, уверяет он Фокус.

"Я также уверен, что у каждого скептика найдется друг или родственник, нанятый правительством или солидной компанией для обслуживания различных событий на Олимпиаде", – говорит он.

Деревня не продается

В долгосрочной перспективе городские власти рассчитывают на то, что Олимпиада окупится. Очевидно, они надеются на так называемый послеолимпийский эффект ореола – обычно даже по окончании соревнований поток туристов, желающих посетить столицу Игр, длительное время не иссякает, особый интерес к городу проявляют также спонсоры.

"Мы оказались на мировой арене, наш город посетит много приезжих, – комментирует этот феномен профессор Джеймс Брандер из бизнес-школы Sauder при Университете Британской Колумбии. – И они увидят, какой это великолепный город".

Директор общественного исследовательского института "Центр политических альтернатив" Сэт Кляйн сомневается в грядущей выгоде.

"Конечно, можно спорить о том, насколько важны чувства национальной гордости, международного признания и эйфории, которые у многих вызывает Олимпиада, но если говорить о прямых и побочных расходах, то это мероприятие себя никак не оправдывает", – подчеркивает он.

Власти рассчитывали на то, что быстрее других окупятся инвестиции, вложенные в Олимпийскую деревню. Но, вероятнее всего, из 750 апартаментов удастся продать только самые дешевые (их средняя цена составляет $744 тыс.). Стоимость дорогих доходит до $5,6 млн., но так как рынок недвижимости Канады из-за кризиса сократился на 20–30%, непросто будет распродать Олимпийскую деревню до 2015 года.

Мне тесно в городе своем

Зато кому удается зарабатывать на Олимпиаде, так это местной сфере обслуживания.

"Номера в нашем отеле были забронированы за много месяцев до начала Игр, так же как и в других отелях, – говорит Фокусу представитель ванкуверского Best Western Uptown Hotel Рик Сайер. – Организационный комитет Игр-2010 зарезервировал большую часть гостиничных номеров в даунтайне и районах вокруг центра. В начале года у нас еще оставалось 15% свободных мест, но к концу января и их выкупили".

Эти номера, по словам Сайера, достались в основном туристам из Канады, США, Швеции и России.

Золотые времена настали и для местных ресторанов и кафе. Несмотря на растущие цены, посетителей здесь хватает.

Ванкуверцы немного шокированы наплывом гостей. Теперь город, неоднократно получавший звание самого комфортного на планете, превратился в неумолкающий улей, сумасшедший мегаполис со всеми вытекающими последствиями: пробками на дорогах, перегруженным общественным транспортом, толпами в магазинах. Припарковаться в городе практически невозможно, забит и центр, и близлежащие районы. Парковка разрешена только транспорту, обслуживающему Игры.

Некоторых ванкуверцев наплыв туристов раздражает. А на днях из-за участившихся пьяных дебошей, устраиваемых гостями, магазины спиртных напитков стали закрываться раньше – в 21 час. Местные власти попросили приезжих вести себя более достойно.

Нужные вещи

Кто рад и трезвому, и пьяному клиенту, так это владельцы ванкуверских розничных сетей. Они делают все, чтобы заманить как можно больше клиентов, предлагая покупателям различные акции и лотереи.

Самый ходовой товар – одежда. Сегодня на улицах Ванкувера можно наблюдать многодневный флешмоб – едва ли не каждый второй носит вещи с символикой Олимпиады. Но чаще всего встречаются люди в майках канадской сборной. Среди женщин наиболее популярны варежки. Туристки стойко переносят плюсовую температуру, лишь бы покрасоваться в красных рукавицах за $10, украшенных олимпийскими кольцами и кленовым листком. До конца Игр организаторы рассчитывают продать не менее 3,5 млн. пар таких варежек.

В магазине Hudson"s Bay, который является официальным продавцом олимпийской символики, сумма чека почти всегда превышает $100, а за день здесь бывает до 10 тысяч клиентов. Очередь в магазин тянется вдоль частично перекрытой улицы Гранвиль на пару сотню метров. Отстояв не более получаса, туристы штурмуют полки с сувенирами. Цены достаточно высоки – в пределах $10 только сувенирные монеты с символикой Олимпиады и ручки. Прочий товар – часы, шапки, шарфы, футболки и куртки – намного дороже.

По подсчетам организаторов, за 17 дней Олимпиады Ванкувер должен принять не менее 350 тысяч гостей. В марте в городе пройдут Параолимпийские игры, и это будет еще один шанс для местного бизнеса заработать на туристах. Затем, как ожидается, их поток сократится. Но с развитой и улучшенной инфраструктурой, архитектурными красотами, отличными горнолыжными трассами, природными парками и чистыми пляжами Ванкувер как минимум может рассчитывать на статус самого комфортного для проживания города в 2010 году.

Игры по-взрослому

XXI зимние Олимпийские игры, по предварительным подсчетам, обошлись Канаде в $6,5 млрд.

Официальная сумма, которую можно найти на сайте организаторов Игр, составляет всего $1,58 млрд., однако здесь учтены только возведенные спортивные объекты и организационные расходы.

Яна Седова, Фокус