Свои среди чужих. Почему украинцы не возвращаются из Португалии

Португалия – редкий пример благодарного отношения к иммигрантам. Почти все украинцы, приехавшие в эту страну на заработки, остаются здесь жить

Related video

На вечернюю службу в приход Украинской грекокатолической церкви в Лиссабоне собирается не больше 30 человек. Но на Пасху здесь яблоку негде упасть, уверяет отец Иоанн, возглавляющий приход с 2007-го года: святить куличи на площади перед зданием церкви приходят несколько тысяч украинцев. По окончании полуторачасовой службы они спешат домой, – среда, середина недели, и завтра у всех рабочий день. Их истории похожи: те, кто помоложе, говорят, что приехали на год-два подзаработать и вернуться домой, семейные пары постарше прожили тут не один год и знают, что возвращаться им некуда, ведь дома по-прежнему нет работы, а содержать стареньких родителей и платить за образование детей как-то надо.

Оксана и Михаил Любые – типичный пример трудовых иммигрантов из Украины. Первым на заработки в 2001-м приехал в Португалию Михаил. Дома занял тысячу долларов и выехал из страны по туристической визе, понадеявшись на обещанное трудоустройство. Как это часто случалось в начале 2000-х, работы на месте не оказалось. У него отобрали паспорт свои же – тоже обычное дело для трудовых первопроходцев. Документы пришлось выкупать. Михаил не называет цену, но самая крупная мзда, о которой рассказали Фокусу соотечественники, составляла 1200 евро. Получив паспорт, Михаил сам нашел работу – на стройке, за 5 евро в час. В 2005-м к нему перебралась жена Оксана. "Я совсем не хотела ехать, – признается она. – Но нам нужно было заработать на квартиру".

Сегодня Любые отправляют родным в Украину от 100 до 300 евро ежемесячно. Отдельная статья расходов – обучение сына в педагогическом университете и дочери – в медицинском колледже в Тернополе. Несмотря на то что из-за кризиса Михаил потерял работу, уезжать в ближайшие четыре года – пока учатся дети – супруги не собираются. К тому же Любый получил при увольнении компенсацию: согласно закону, за каждый отработанный год работодатель должен заплатить работнику месячную зарплату. На последнем месте с зарплатой в 540 евро Михаил отработал восемь лет. Ему выплатили все до копейки. Теперь он стоит на бирже труда и получает пособие – 420 евро в месяц. Пока у Оксаны и Михаила, как и у многих украинцев, есть статус резидентов, дающий право на работу по контракту. Прожив в стране не менее десяти лет, они могли бы подать документы на гражданство по примеру трех тысяч украинцев, которые уже обзавелись португальскими паспортами. Но об этом серьезно думает пока только Михаил.

Домой дороги нет

Одного месяца в Украине хватает, чтобы устать от унизительного отношения к себе, признаются украинцы и предлагают корреспонденту Фокуса переехать в Португалию. Работа найдется, уверяют они и намекают, мол, у нас приход греко-католической церкви издает свою газету.

"Наши чувствуют себя здесь более защищенными, чем дома, – подтверждает глава Союза украинцев в Португалии Павел Садоха. – Главная причина того, что они не хотят возвращаться, – законодательный хаос в Украине. Чего-то добиться невозможно из-за взяток, а изменить это тяжело. В середине 2000-х некоторые решили вернуться домой, они говорили, что больше в Португалию не приедут. Но приехали: они психологически уже не смогли жить в той системе". Садоха говорит, что с приходом нового министра иностранных дел и нового посла отношения иммигрантов с официальной властью резко ухудшились. И без того скромные программы помощи были сокращены. С 2010-го Союз украинцев не получил ни копейки. За предшествующие 2010-му три года правительство выделило $17 тыс.

"При Кабмине Тимошенко с главой Мирового конгресса украинцев был подписан договор о финансировании культурных программ украинцев за границей. Там было где-то $100 тыс. Но тех денег никто так и не получил – вскоре программу заблокировали", – вздыхает Садоха. Иммигранты вложили в экономику нашей страны не один миллион евро. По данным Международной организации по миграции в Украине, в прошлом году мигранты перевели домой около $5 млрд. В среднем украинец, приезжающий на родину, тратит более 1000 евро. Каждый месяц родственники получают от иммигрантов не меньше 100 евро. "При этом мы до прошлого года даже не могли на своем транспорте приехать в Украину. Было странное правило, что украинцы могли въехать в страну на 10 дней, да и то приходилось платить таможне", – отмечает Павел.

Довольны своей жизнью в Португалии и украинцы, работающие на местных фермах. Аня и Игорь Дудник из Тростянца Винницкой области обрабатывают несколько десятков гектаров на ферме возле городка Абрантеш: выращивают на плантациях кукурузу, собирают оливки и срезают кору пробкового дуба. И хотя семья живет в селе и общается с соотечественниками довольно редко, в изоляции себя не чувствуют, – за столько лет у них появилось много друзей среди местных. Аня Дудник рассказывает, что к ее мужу постоянно обращаются за помощью, ведь в их распоряжении имеется различная техника. А на ее голубцы, оливье и торт "Наполеон" португальцы приходят в гости регулярно. Оба сына живут с ними. Старший, Артем, недавно окончил местную школу и теперь связывает свое будущее только с этой страной. "Я тут уже семь лет, первые два года было тяжело, но теперь большинство моих друзей – португальцы. Думаю, окончу курсы в Лиссабоне и пойду работать охранником в магазин. А что, платят 800 евро, а работа легкая!" – обрисовывает свои перспективы Артем. На вопрос, что бы он стал делать, если бы однажды родители собрались на родину, пожимает плечами: "Я бы остался. Люди тут более дружелюбные, у нас злые какие-то".

Фокус

Дело врачей

Главные преимущества жизни в этой самой западной стране материковой Европы – климат и лояльное отношение к приезжим, в этом солидарны все собеседники Фокуса.

"Мы – народ, который начал глобализацию 500 лет назад, – объясняет Фокусу бывший глава Лиссабонской фондовой биржи и, возможно, будущий министр финансов страны Антонио Ногейра Лейте. – У нас тут люди со всех концов света. Интеграция иммигрантов из Восточной Европы здесь прошла очень легко: у нас есть общая христианская основа, да и культура очень близка". Португальские эксперты, с которыми пообщался Фокус, объясняют феномен такого отношения к приезжим еще и тем, что именно иностранной рабочей силе страна обязана улучшившимися экономическими показателями во многих сферах – от рынка услуг и строительства до сельского хозяйства.

Когда Португалию захлестнула массовая волна иммигрантов из Восточной Европы, среди них оказалось много специалистов с высшим образованием. "Это было смешно: в то время как эти люди работали на низкооплачиваемой работе на фермах или присматривали за детьми, наша страна нуждалась во врачах. Надо было сделать все, чтобы люди вернулись в профессию", – рассказывает Фокусу координатор программы фонда Гульбенкяна Луиза Вале.

Фонд оказывал помощь в переводе и сдаче документов в соответствующие инстанции, организовал уроки португальского с учетом медицинской терминологии, покупал книги и выдавал каждому участнику программы стипендию, соответствующую минимальной зарплате в стране. Те, кто сдал экзамен по языку и медицине, прошел интернатуру и вступил в ассоциацию португальских врачей, сегодня работают в медицинских учреждениях Португалии.

Чемодан. Вокзал

Фокусу

В коридорах Центра заняты все кресла. Ежедневно тут принимают не менее 750 человек. Здесь также немало нелегалов. Увидев фотоаппарат, они отворачиваются и уходят. Но от местных социальных работников такие посетители не бегают, ведь здесь их никто не арестует и не депортирует, они могут рассчитывать на бесплатную юридическую и социальную поддержку. В Центр нередко приходят с детьми. Малышей оставляют в специально оборудованной игровой комнате, где с ними, пока родитель занят, занимается социальный работник. Страна, у которой несколько миллионов своих граждан являются иммигрантами, разбросанными по всему миру, готова помогать приезжим.

Текст и фото: Яна Седова, Фокус