Убийца телевидения

YouTube, веб-проект любительского видео, вышел за рамки всемирной паутины. 23 июля состоялось событие, знаковое и для ресурса, и для всего онлайн-ТВ.

Related video

YouTube провел теледебаты кандидатов в президенты США (совместно с популярнейшим новостийным телеканалом CNN). Вопросы задавали не журналисты, а обычные избиратели — по интернету.

Ролики пользователей YouTube были весьма эффектны. Один парень поглаживал автоматическую винтовку и спрашивал: "Вы оставите мне ее? Вы не будете запрещать продажу оружия?". Перед кандидатами появилась пара лесбиянок, интересовавшихся легализацией однополых браков; старик, страдающий от болезни Альцгеймера (вопрос о системе медицинского страхования) и даже мультяшный снеговик — он умолял уменьшить выбросы углекислого газа и остановить глобальное потепление. Живые вопросы в несмонтированных, честных сюжетах опустили дебаты из высших политических сфер на землю, собрав максимум ауди­тории.

Самодельное = настоящее
Это не стало неожиданным для специалистов — у самодельных онлайн-роликов аудитория зачастую солиднее, чем у сюжетов в прайм-тайм на ТВ. По статистике, треть американских интернет-пользователей все меньше смотрят привычный "ящик". Популярность сетевых любительских материалов подхлестнула западные телекомпании и они активно стали предлагать зрителям передачи с живым, авторским видео.

Зритель предпочитает интернет, потому что получает информацию из первых рук, она выглядит стопроцентно настоящей в отличие от монтированных новостей на телеканалах и телешоу вроде "Окон", в которых вместо реальных персонажей — актеры. Особая роль принадлежит YouTube в странах, где телевидение политически заангажировано. Заведомо необъективная подача новостей на ТВ дает YouTube ощутимые конкурентные преимущества и все шансы стать самым востребованным информационным ресурсом.

Такой потенциал уже отразился на стоимости сервиса и составил $1,63 млрд. Именно столько в конце 2006 г. его творцы получили от корпорации Google. Как видно, Чед Харли и Стив Чен, создавшие YouTube просто ради забавы и возможности обмениваться интересными сюжетами с друзьями, неплохо заработали. Их детище за 18 месяцев своей жизни приобрело огромную популярность.

Как это работает
Хотя у YouTube множество конкурентов онлайн — американский Google video, французский DailyMotion и немецкий MyVideo.de — все же он номер один: пользователей привлекает простота сайта, кроме того можно загружать до 100 Мб и сервер автоматически конвертирует эти файлы в формат, читаемый любым компьютером. Найти видео тоже легко — например, по ключевым словам или категориям. Каждому ролику можно поставить оценку, а еще — записать свой видеоответ, на странице они будут отображаться рядом. Данные прямо с YouTube сохранить не получится. Но можно скачать его через сторонние сайты-конвертеры или с помощью нехитрого фокуса: достаточно написать слово kiss в начале веб-адреса страницы (например, kissyoutube.com/) с понравившимся фрагментом, и появится нужная ссылка. Потом файл следует переименовать с расширением *. flv (флеш-видео).

На YouTube собраны почти все съемки ключевых событий эры кино и видео: кадры братьев Люмьер или горящего Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Если искомого нет на YouTube, можно попробовать поиск на RuTube (аналогичный российский сервис) или на Іntv-inter. net (украинский).

— Интернет-телевидение получает сопоставимый с традиционным рекламный бюджет в пересчете на одного работающего на сайте. В Штатах в проектах онлайн-ТВ работает намного меньше людей, чем на телеканалах, — рассказывает Егор Чичеринда, редактор первого в Украине сайта интернет-телевидения Іntv-inter. net.

Его проект — пока не YouTube, здесь размещено только профессиональное видео.

— Телеканалы сами предоставляют нам свои сюжеты, это способствует их популярности, — говорит эксперт. — Зрителя привлекает то, что он не привязан к программе передач. На Іntv-inter. net можно в любое время просмотреть все, что идет на украинских и российских каналах; также есть радиоматериалы и обзор прессы.

Кто это смотрит
Существует стереотип, что пользователи сети, особенно новых сервисов, таких как YouTube — молодежь. Но это не так. По данным доклада аналитической компании eMarketer "Интернет-видео: эксперименты с рекламой и "взрывной" контент" — более половины мировой аудитории YouTube составляют люди от 35 до 64 лет. Согласно исследованию компании Comscore, 62% американских приверженцев YouTube зарабатывают от $60 тыс. в год, то есть представляют средний класс.

Но не только развлекательные ролики притягивают людей к всемирной паутине: там можно найти новости и обучающие фильмы. Именно поэтому посетители YouTube стали основной целью для рекламодателей. Запуская проект, владельцы сервиса заявляли, что размещение и просмотр материалов будут бесплатными. Деньги же будут поступать от рекламы. В мае YouTube начал делиться доходами с самыми популярными создателями любительского видео, чьи работы регулярно выставляются на сайт.

Кроме того, к пользователям YouTube начали пробиваться традиционные телеканалы. Свои видеосюжеты на популярном сервисе размещают британская BBC и американская NBC, а также информ­агентство Reuters и катарский канал Al Jazeera. Чувствуют важность "видеосамиздата" и в России. С июня нынешнего года стал вещать в YouTube англоязычный канал Russia Today. А российский медиахолдинг "Газпром-медиа" собирается приобрести RuTube.

Но несмотря на то, что в веб-ТВ будут вкладывать очень большие деньги, его не удастся монополизировать, считает г-н Чичеринда. Если у зрителя будет доступ к интернету, именно он сможет управлять телевидением, а не наоборот.