Большая жратва. ТОП-5 книг октября

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В октябрьском книжном обзоре — главный украинский роман года, страшная сказка от единственного и неповторимого, русская книга о хирурге-дауншифтере, польские свидетельства о Холокосте и американская драмеди с сюрпризами

Related video

"Фелікс Австрія", София Андрухович

Fullscreen

Кто: пока что говорят "это та, которая дочь Юрия Андруховича". Но если так пойдет дальше, о патриархе "суч­укрлита" станут говорить "это тот, который отец Софии Андрухович".

Что: одно из самых заметных литературных событий сезона, роман, вызвавший почти единодушные восторги в профессиональной среде, фаворит главной ежегодной литпремии страны — "Книги года Би-би-си".

О чем: если использовать кулинарные ассоциации (при таком обилии описанных в романе блюд без них поди обойдись), роман Андрухович похож на слоеный пирог.

Первый уровень — бытовой: это подробное, со множеством колоритных деталей, изображение относительно спокойной и благополучной жизни Станислава (ныне Ивано-Франковск) на рубеже XIX и XX столетий.

Второй — сюжетный: тут переплетаются взаимоотношения основных персонажей — служанки-украинки Стефы Чорненько, ее польско-немецкой госпожи Адели, супруга Адели русина Петра, мастера надгробных скульп­тур, молодого священника Иосифа, в которого платонически влюбляется Стефа, и приблудного мальчика Феликса, одновременно ясного ангела и дикого зверька.

Третий — смысловой: раздолье для всевозможных трактовок, прежде всего социальных, философских и фрейдистских. Благо все персонажи и все отношения между ними наделены символическим смыслом.

Как: густо, плотно, сочно. Сначала вроде бы чересчур пышно и неспешно. Потом все пазлы складываются, сюжет стремительно ускоряется, конфликты вызревают до трагических коллизий, и сытая счастливая Австрия (Felix Austria на латыни) оказывается всего лишь иллюзией. Одной из многих, о которых идет речь в романе.

"Любовь к трем цукербринам", Виктор Пелевин

Кто: единственный и неповторимый. Пелевинская серия "Эксмо" называется именно так.

Fullscreen

Что: цукербрин — это горький плод познания и одновременно следящий за тобой старший брат о трех головах. Гибрид выведен путем скрещивания оруэлловского "1984", фильма "Матрица", мультфильма "ВАЛЛ-И" и наречен именем, которое говорит само за себя.

О чем: о не слишком привлекательном будущем, в котором люди превратились в придатки к суперкомпьютеру, а все коммуникации между ними стали виртуальными. Также о множественности миров, сверхъестественных сущностях, Киклопах, видящих всех насквозь, божественном зеленом Вепре и сражающихся с ним дьявольских Птицах (ку-ку, Angry Birds!), мистических путях самосовершенствования и надежде, которая умирает последней, а то и не умирает вовсе.

Как: одни Пелевиным восторгаются, другие нещадно его костерят, но, преодолевая отвращение, продолжают читать. Он по-прежнему актуален, остроумен и всепроникающ — не то как Бог, не то как компьютерный вирус.

"Безбожный переулок", Марина Степнова

Кто: московская писательница, снискавшая славу романом "Женщины Лазаря" (третья премия "Большая книга" 2012 года).

Fullscreen

Что: книга о хирурге и двух его женщинах — нелюбимой жене и любимой любовнице.

О чем: Степнова подробно прослеживает путь человека, в котором нонконформизм любопытным образом сочетается с покорностью судьбе и готовностью плыть по течению. Вроде бы хирург от Бога, а профессию выбрал в качестве самонаказания. Натура сложная, но внутри какая-то полая. С женщинами ведет себя по-женски — не он их берет, а они его. Всю жизнь запросто обходится без любви, но когда приперло, удар не держит.

Как: легкий, остроумный, звенящий, завораживающий стиль Степновой никуда не делся, но на сей раз в нем больше драматизма, который порой выглядит несколько искусственно. "Безбожный переулок" — книга достойная, однако уровень, заданный "Женщинами Лазаря", для нее все же слишком высок.

"Белая Мария", Ханна Кралль

Кто: польская журналистка и писательница еврейского происхождения, автор множества книг о Холокосте, сценарист нескольких фильмов Кшиштофа Кеслевского.

Fullscreen

Что: книга, с трудом поддающаяся жанровому определению: по объе­му скорее повесть, чем роман, по отношению к реальности больше нон-фикшн, чем фикшн, по стилю — необычное сочетание исторической публицистики и экспериментальной литературы.

О чем: большую часть книги занимают короткие, преимущественно трагические истории нескольких десятков людей в 1930–1950-х годах в Польше, Австрии, Германии, каждая из которых могла бы стать основой для отдельного романа.

Как: Кралль не слишком заботится о читательском восприятии. Главы начинаются с места в карьер, обходятся без проясняющих вступлений и комментариев, зато изобилуют множеством, казалось бы, второстепенных деталей. Ко всему прочему "Белая Мария" еще и квест: читателю предлагается разобраться, как персонажи связаны между собой и связаны ли вообще.

"На бензоколонке только девушки" , Фэнни Флэгг

Кто: американская писательница, актриса и сценаристка, автор бестселлера "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок".

Fullscreen

Что: девушки с бензоколонки недалеко ушли от жареных помидоров. Опять героиня стареющая домохозяйка, опять у нее сложные отношения со старшим поколением (правда, вместо свекрови родная мама), опять ее ждут непростые духовные искания и светлый путь в новую жизнь.

О чем: а мама-то вовсе не родная. Добропорядочная миссис Сьюки Пул получает официальное письмо из Техаса, в котором сообщается, что она приемная дочь, ее настоящая мать носила чудовищную на англосаксонский слух фамилию Юрдабралински, но самое ужасное, что ей, оказывается, не 59, а все 60. Сперва Сьюки приходит в отчаяние, но потом берет себя в руки и отправляется в Техас на поиски семейных корней. Корни оказываются не просто замечательными, но также экзотическими, феминистическими и героическими.

Как: любительницам драмеди-сериалов должно понравиться.