"Одержимость": джазовый фильм с настоящей кровью

В украинском прокате – фильм "Одержимость" тридцатилетнего американца Дэмьена Шазелла о юном барабанщике и его демоническом учителе. Фильм выдвинут на Оскар в пяти номинациях

Related video

В основе фильме, по словам режиссера, его личный опыт. В старшей школе он играл в оркестре и боялся своего преподавателя.

Чтобы найти финансирование для полного метра, Дэмьен Шазелл вначале снял короткий метр с такой же историей и представил ленту на именитом фестивале "Сандэнс", открывшем в свое время немало имен.

Его работу оценили, и вскоре Шазелл нашел деньги на большое кино. Снял его за десять недель – в рекордно короткие сроки.

История построена на противостоянии двух персонажей. Юного барабанщика из консерватории по имени Эндрю (Майлз Теллер), который хочет стать лучшим в своем деле, и его преподавателя – именитого дирижера Флэтчера (Дж.К.Симмонс).

Флэтчер с такой одержимостью ищет своего Чарли Паркера, что доводит учеников до нервного истощения. Они сбивают пальцы в кровь и плачут, как малые дети.

Кстати, 27-летний Теллер, который с 15 лет играет на барабанах, как и его герой, попал в подобную переделку, согласившись сниматься в "Одержимости". Для большей достоверности режиссер во время съемок специально не останавливал интенсивные репетиции, чтобы актер лупил по барабанам до изнеможения. Так что кровь на барабанной установке в картине самая настоящая.

Автор фильма, по сути, следовал установке своего персонажа Флэтчера, который говорил, что заставляет людей добиваться большего, чем от них ждут: "Нет на свете более вредного и опасного, чем "молодец".

За эту роль Дж.К.Симмонс ("Мексиканец", "Игры джентельменов") – человек с клоунской улыбкой и демоническим блеском светлых до прозрачности глаз – совершенно справедливо номинирован на "Оскар"-2015 как лучший актер второго плана.

Как это смотрится в современной Украине

Это очень хороший фильм, потому что через полчаса просмотра отвлекаешься от войны в своей стране. Становишься нормальным человеком, вовлеченным в кино, а не неврастеником из клуба "когда и чем закончится эта чертова война".

После просмотра вспоминается новелла Кортасара "Преследователь", посвященная Чарли Паркеру и написанная как джазовая композиция (кстати, "Одержимость" снята по тому же принципу).

В "Преследователе" главный герой произносит: "Ох, дождаться бы дня, когда я смогу сорваться с места, сесть в поезд, смотреть в окошко и видеть, как все остается позади, разбивается на куски. Не знаю, заметил ли ты, как бьется на куски все, что мелькает мимо…"

Чтобы обрести свободу, надо не закрывать глаза. Не закрывать. Даже если очень страшно. И лупить что есть мочи по своей барабанной установке.