Другой город

Дмитрий Синяк
обследовал Киев с помощью экскурсоводов и выбрал места, попав в которые, можно легко перенестись в прошлое города
В любом городе можно насчитать сотни исторических мест и памятников. В таком, как Киев, их тысячи. Беда лишь в том, что большинство из них плотно окружены приметами современности: высотками, машинами, новоделами и новостроями всех мастей, среди которых совершенно нельзя проникнуться духом эпохи, к которой относится исторический памятник.
Но и из этого правила есть исключения. Несмотря на бурную историю последних столетий, среди десятков маршрутов для туристов и сотен достопримечательностей при помощи бывалых экскурсоводов мы выбрали те объекты, которые действительно позволяют «путешествовать» в другие эпохи.

Взять, к примеру, скромный домик Шевченко на Приорке. Присев на лавку во дворе и отрешившись от оставшейся за оградой суеты города, буквально через несколько минут начинаешь видеть и чувствовать это место так, как видел его Тарас Григорьевич, ведь за столетия тут не изменилось почти ничего.

Спустившись по склонам Старокиевской горы чуть ниже и дальше, чем это делают обычные туристы, можно оказаться в эпохе, когда днепровские кручи ещё не знали нашествия татаро-монголов. А прогулявшись по Подолу, Татарке и окрестностям Золотых Ворот, буквально за час можно несколько раз перенестись из XXI столетия в XIX и XX и вернуться обратно.

Как правило, такие места малоизвестны — экскурсоводы уделяют больше внимания зданиям, в которых жили знаменитости, памятникам и достопримечательностям центра. Но если поискать, буквально в десятке шагов от них можно найти места, где современность не будет бросаться в глаза.

Тем более что Киеву в этом смысле повезло. Благодаря холмам, на которых проблематично строить и по сей день, даже в получасе ходьбы от центра столицы можно найти места, не тронутые за последние 50, 100, а то и 1000 лет.
«Теперь это стало для меня непреложной истиной: то время не умерло,
оно существует»


Джек Финней,
«Меж двух времён»

IX век

Гора Детинка

Часть киевского ландшафта, сохранившегося с домонгольских времён
Традиционно историческим центром Киева считается территория Исторического музея, расположенного неподалёку от перекрёстка Владимирской и Андреевского спуска. Но чтобы почувствовать себя настоящим путешественником во времени, стоит пройти чуть дальше, до горы Детинка, клиновидного отрога Старокиевской горы, разделяющего урочища Гончары и Кожемяки. По словам координатора проекта «Интересный Киев» Арсения Финберга, во времена Киевской Руси (начиная с IX века) на Детинке выпасали скот. Хотя история места гораздо древнее: археологи не раз находили тут доисторические памятники III в. до н. э. — I–II вв. н. э. В XII–XIII веках здесь было христианское кладбище, а позже Детинка, как и вся нынешняя территория прилегающей Пейзажной аллеи, стала важным звеном укреплений княжеского Киева.






Рельеф Старокиевской горы и её отрогов даёт представление о том, как выглядел Киев во времена, когда здесь не было варяжских князей

1850-е

Тарасова хата на Приорке

Островок патриархальной Украины посреди застройки советских времён
Белёная известью одноэтажная хатка на улице Вышгородской, 5 сохранилась благодаря тому, что в ней в августе 1859 года снимал комнату у мещанки Варвары Пашковской Тарас Шевченко. Кобзарь ожидал в Киеве рассмотрения дела, сфабрикованного по доносу «о богохульстве», которое в конце концов закрыли с условием, что Шевченко уедет из Украины в Петербург. Здесь переносишься в позапрошлый век — кажется, вот сейчас из-за забора посыплется на лужайку босоногая детвора, с которой с утра до вечера возился «дядько Тарас». Однажды он потратил на сладости для приорских детей случайно найденные 25 рублей (для справки: корова в то время стоила от 6 до 12 руб­лей), хотя и сам был стеснён в средствах.



Фотопортрет, сделанный в конце 1850-х киевским художником-фотографом Иваном Гудовским, одноклассником Тараса по Петербургской академии искусств

1850-е

Владимирская горка

Часть склонов Днепра, сохранившихся в почти неизменном виде на протяжении последних 150 лет
Это место считалось священным ещё в дохристианские времена. Когда-то здесь были языческие капища, потом — христианские храмы. В XIX веке киевские врачи рекомендовали гулять по Владимирской горке людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, считая, что восходящие от Днепра потоки свежего воздуха целебны для больных. По словам координатора проекта «Интересный Киев» Арсения Финберга, парк на Владимирской горке сейчас выглядит почти так же, как и 150 лет назад, когда в 1853 году был торжественно открыт памятник князю Владимиру. Тарас Шевченко рисовал отсюда Александровский костёл, проникновенные строки об этом месте оставили Михаил Булгаков, Александр Куприн, Иван Нечуй-Левицкий.






«Стоит на страшном тяжёлом постаменте уже сто лет чугунный чёрный Владимир и держит в руке, стоймя, трёхсаженный крест. Каждый вечер, лишь окутают сумерки обвалы, скаты и террасы, зажигается крест и горит всю ночь»

Михаил Булгаков,
«Белая гвардия»


1890-е

Самый старый мост Киева

Построен над исчезнувшей ныне улицей Вознесенский Яр
Если свернуть от Львовской площади направо, на Вознесенский спуск (ул. Смирнова-Ласточкина), почти сразу, на перекрёстке с Кудрявской, вы наткнётесь на небольшой мостик. Неприметное сооружение — на самом деле самый старый из сохранившихся киевских мостов. Построен он в 1896 году — на кирпичной кладке до сих пор можно найти клейма производителей кирпича. В непролазных зелёные зарослях внизу сложно узнать улицу Вознесенский Яр, на которой 100 лет назад бурлила жизнь, но, если повезёт, в глубине зелёного покрова можно разглядеть старинную брусчатку. Когда-то эта тихая улица не уступала по красоте Андреевскому спуску. Над ней по небольшому мостику громыхали грузовые трамваи, направляясь к Киевскому ликёро-водочному заводу.






До 1920 года статус старейшего киевского моста принадлежал Николаевскому цепному, открытому в 1853 году

1900-е

Дом
Александра Терещенко

Пример киевской застройки конца XIX столетия
Бывший особняк Александра Терещенко, сына знаменитого сахарозаводчика Николы Терещенко, стоит на пересечении нынешних улиц Антоновича и Льва Толстого. Удивительным образом здесь сохранилось очень многое из того, что было при жизни купеческой семьи, инвестировавшей в Киев около 9 млн рублей. Неповторимые интерьеры залов, ажурная винтовая лестница, старинная мебель, зеркала и вазы — по словам Алексея Шимановского из Киевского клуба отличного досуга, в доме сохранилась даже шахта лифта, в котором кушанья из подвальной кухни поднимали на первый этаж. Теперь вместо кухни — книгохранилище, из которого поднимает книги уже современный лифт. Но документы размещённой здесь Национальной медицинской библиотеки хранятся в тех же сейфах, в которых держал свои миллионы Александр Терещенко.






Так выглядело здание в начале XX века. Спустя 20 лет оно будет национализировано

1890-е

Храм Святого Макария
на Татарке

Единственная сохранившаяся с позапрошлого века деревянная церковь Киева
на ул. Старая Поляна, 46
Затерянный среди улиц Татарки храм был заложен на горе Юрковица в 1896 году, а открыт уже в 1897-м, в год 400-летия мученической кончины св. Макария. Небывалая скорость возведения объясняется тем, что на самом деле строили только фундамент, а здание деревянного храма перевезли на Юрковицу с Байкового кладбища, где к тому времени был возведён каменный Вознесенский храм. Так церковь Святого Дмитрия Ростовского превратилась в храм Святого Макария на Татарке. По инициативе настоятеля лукьяновского прихода при храме была открыта школа, которая просуществовала до 1922 года. В 1937 настоятеля храма арестовали, а в 1938-м — расстреляли, а сам храм был закрыт. Вновь он открылся только в 1942 году, во время оккупации.






В 1951 году храм получил для аналойной иконы частицу мощей священномученика Макария

1910-е

Особняки на улице Нагорной

Пример пригородной застройки Киева
начала прошлого века
Примерно в середине Нагорной улицы, протянувшейся по склону горы Юрковицы, есть участок, оставшийся неизменным с начала прошлого века. Здесь строили загородные имения состоятельные киевляне, привлечённые относительно недалёким расположением от города, свежим воздухом и прекрасными видами на заднепровские дали. Одно из самых интересных строений здесь — дом №14, который часто называют «особняком барона Воронцова». По словам экскурсовода Марины Саморуковой, достаточно скромный по меркам 1909 года дом в стиле модерн вряд ли связан со знаменитой фамилией богачей Воронцовых. Зато построен он из кирпича завода Ионы Зайцева, приказчик которого Менахем Бейлис вошёл в историю, едва не став жертвой одиозного судебного процесса в дореволюционной России.






Менахем Мендель Бейлис был арестован в 1911 году по обвинению в ритуальном убийстве. Несмотря на старания властей, был признан присяжными невиновным и покинул Российскую империю

1930-е

Воронья Слободка

Довоенная застройка — дом-коммуналка на бывшей ул. Воровского
Дом №34 на Бульварно-Кудрявской в народе называют Вороньей Слободкой. Здание во дворах между Тургеневской и Гоголевской и в самом деле почти целиком состоит из всевозможных пристроек и надстроек. Если верить табличке на его стене, дом построен в 1901–1902 годах как Художественное училище знаменитого архитектора Владимира Николаева. Однако координатор Клуба отличного досуга Павел Шинкаренко утверждает, что табличка липовая, а училище находилось двумя кварталами выше. По ещё одной версии дом возвели в 1879-м как ремесленное училище, затем тут была гостиница дореволюционного цирка Никитиных, так что здесь почти наверняка бывал знаменитый борец Иван Поддубный. Окончательный вид здание приобрело примерно в 1930-х, когда в двух его подъездах разместились многочисленные коммуналки.






В 1930-х, когда Воронья Слободка приобрела свой нынешний вид, Бульварно-Кудрявская называлась улицей Нероновича, а имя революционера Вацлава Воровского носил Крещатик, по которому тогда ходили трамваи (на фото)

1960-е

Мозаики во дворе Русского музея

Декоративное искусство советского периода
Если вы войдёте в арку дома по ул. Терещенковской, 17, в котором находится Музей искусств им. Ханенко, будете поражены необычной картиной. Стены музея, обращённые во двор, и одна из стен соседнего дома покрыты монументальными мозаиками. Всё это результат труда Василия Овчинникова, который был директором музея с 1936-го по 1978 год. Жители соседних домов помнят, как после войны каждый день в 6 утра Овчинников появлялся на лесах и порой до позднего вечера самозабвенно трудился над своими мозаиками. Все материалы покупал сам, за свои деньги. Картины Овчинникова дышат особой свободой и выразительной чувственностью. Одна из самых примечательных его работ — «Украинская Мадонна». Моделями для этой мозаики стали жена и дочь художника.






Так выглядел Киев за стенами музея, в то время как Василий Овчинников создавал свои мозаики

1920-е

Дом «святого доктора»

Жилое здание по улице Ярославов Вал, в котором жил известный врач-терапевт Феофил Яновский
Дом во дворе на перекрёстке Ярославового Вала и ул. Ивана Франко сохранился практически неизменным с начала ХХ столетия — того времени, когда в нём проживал известный врач-терапевт Феофил Яновский. Киевляне называли профессора Одесского и Киевского университетов не иначе как «святой доктор». Отправляясь к больным, он часто возвращался без гроша в кармане, отдавая деньги на лекарства и питание. До революции Яновский жил в девяти комнатах первого этажа, сдавая остальные, чтобы обеспечить семью. После прихода к власти большевиков благодаря авторитету и заслугам Яновского новая власть оставила квартиру за ним. Репутация доктора была такова, что как-то раз киевские бандиты подбросили на порог дома украденный саквояж Яновского, сопроводив его извинительной запиской.



Когда в 1928 году «святой доктор» умер, в последний путь на Лукьяновское кладбище его провожала масса народа, во главе которой шли православный священник, раввин и мулла
Медицина для Феофила Яновского была не средством заработка, а способом служения людям (картина С. Мамсикова «Совесть врачебная»)
Свой первый кабинет Святой Доктор открыл в замке Ричарда, на Андреевском спуске, 17
Фото: Александр Чекменёв, Ярослав Дебелый, Евгений Самойленко, Getty Images, 123rf, lavra.kiev.ua