«Через две недели после того, как я привёл съёмочную группу одного из украинских телеканалов на карьер на Жуковом острове (в Киеве. — Фокус), где незаконно намывают песок, мне пришло письмо из Госэкоинспекции с требованием вернуть удостоверение экологического инспектора на общественных началах», — рассказывает активист движения «Природа прежде всего» Александр Соколенко. Экологи не зря бьют тревогу — нелегальный намыв песка и гравия в руслах рек приводит к размыванию берегов и заиливанию русл. А легальной добычи речного песка в нашей стране практически нет.
Согласно законодательству, берега рек относятся к природоохранной зоне, где вести хозяйственную деятельность запрещено. Добыча песка и гравия возможна лишь в рамках очистки и углубления русл рек, но оформить необходимый для этой деятельности пакет документов практически невозможно. «Мы бы хотели иметь собственный карьер, в котором могли бы легально добывать песок, но это абсолютно нереально», — рассказывает Сергей Гончаренко, курирующий добычу щебня в компании «Ковальская», одном из крупнейших производителей бетона в стране.
В результате добычу песка осуществляют лишь бизнесмены, связанные с правоохранителями и чиновниками, которые не боятся проверок. И на экологию им тоже наплевать. «Сегодня земснаряды на Днепре работают исключительно для добычи песка и не выполняют функций по расчистке отмели», — констатирует глава Ассоциации рыбаков Украины Александр Чистяков.
По данным Госстата, за январь – август в Украине добыли 7 млн т песка. Ещё столько же, по оценке собеседника Фокуса, приближённого к Минэкологии, добывается вообще без каких-либо документов и не учитывается официальной статистикой. Цена на песок стартует от 35 грн за тонну. Если вычесть 3–4 млн т овражного песка, добытого законно, получаем нелегальный рынок объёмом около $20 млн в год. При этом себестоимость добычи песка как минимум вдвое ниже цены продажи, да и то большая часть затрат «намывателей» идёт на взятки.