По заявлению министра энергетики Владимира Демчишина, 25–30% рынка нефтепродуктов в Украине находится в тени. А по оценкам президента объединения рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука, эта цифра ещё больше — не менее 40%. «В Европе вы не встретите разницы в ценах на бензин больше чем на 5 евроцентов на литре. В Украине же разница составляет более 10%, что невозможно в одинаковых конкурентных условиях», — поясняет Косянчук. Масштабы теневой торговли топливом впечатляют. По данным Госстата, в августе через сети АЗС было официально продано 167,6 тыс. т бензина на сумму 4,5 млрд грн. То есть ежемесячный объём нелегального топливного рынка — 1–2 млрд грн.
Чёрное топливо производят двумя путями. Самый распространённый — блендинг, попросту говоря, смешивание нефтепродуктов, которые не облагаются акцизом, с октаноповышающими добавками. Для производства бензина используют «платформат» и «реформат» — по сути, обычный бензин, но предназначенный для химической промышленности (стоит он немного дешевле — около $500 за тонну), а также газовый конденсат (около $400 за тонну). Нелегальное топливо получается на 5–6 грн дешевле, чем конвенциональное. Главным образом за счёт того, что с его продажи не уплачивается акциз (202 евро за тонну на бензин и 198 евро за тонну на дизтопливо), НДС, импортный сбор и местный налог на продажу подакцизных товаров.
Кроме того, на западе страны работает несколько нелегальных мини-НПЗ. Их владельцы делают врезки в магистральные проводы Укртранснафты и перерабатывают откачанную из них нефть на солярку. Главные клиенты мини-НПЗ — дальнобойщики на трассе Киев — Чоп.
С января 2012 года служба безопасности Укртранснафты обнаружила 146 врезок в магистральные нефтепроводы. По подсчётам госкомпании, ежемесячно у государства воруют около 3 тыс. т нефти на сумму 1 млн евро, переработка которой даёт на выходе около 1,5 тыс. т бензина и дизтоплива.
Фискалы пытаются бороться с рынком нелегального топлива и каждый месяц закрывают несколько производств. Тем не менее, по оценке Косянчука, доля нелегального топлива на рынке будет расти. Ведь платёжеспособность населения падает, а «нелегалы» в рознице предлагают бензин на 2–3 грн дешевле, чем крупные сети АЗС.