У раввинов сказочный вид. Длинные волосы с проседью, борода, кучерявые пейсы, костюмы будто из XVI века, из рукавов которых, кажется, в любой момент может вылететь голубь, а если повезёт, то и два. Я думаю, они точно что-то знают о чуде, поэтому иду встречаться с главным раввином Движения традиционного иудаизма в Украине Реувеном Стамовым. Я жду его в холле, и когда он появляется, понимаю, что меньше всего он похож на того, кого я ожидала увидеть. У него короткая стрижка, кипа, которая держится на голове с помощью детских заколочек, и какой-то безумный взгляд. Он похож на смешного отрицательного героя комедии, которому симпатизируешь гораздо больше, чем положительному.
— Вы в чудо верите?
— Ну да. Но я думаю, что чудо — это не что-то сверхъестественное, не что-то, нарушающее законы физики. Я не верю, что можно бросить камень вниз, а он полетит вверх. Всевышний создал этот мир и все физические законы в нём. Зачем ему нарушать собственные законы? Это всё равно что вы придумали игру и сами нарушаете её правила.
— А как же переход евреев через Красное море? Воды расступились, евреи прошли.
— Я думаю, что море расступилось, потому что было очень сильное извержение вулкана, которое вызвало цунами. Но чудо не в этом, а в том, что оно произошло как раз в тот момент, когда это было нужно.
— Если в мире всё подчинено разумному закону, как Всевышний мог допустить Холокост? Погибли шесть миллионов евреев.
— Как бы ни кощунственно это звучало, один из результатов Холокоста — создание государства Израиль. Возможно, это цена. Да, большая цена, но никому земли бесплатно не доставались. Не всегда можно мерить Всевышнего человеческими категориями. Например, если здесь, на Земле, один человек убивает другого, это почти всегда зло. Но мы не знаем, что этот убитый человек должен был сделать дальше. Допустим, я убиваю маленького мальчика, но я знаю, что в будущем он станет Гитлером. На Земле меня судят за убийство мальчика, но когда мы знаем, кем он станет, это выглядит совсем по-другому.
— Раскаяние — это чудо? Вы верите в раскаяние немцев? Сейчас идёшь по Берлину, и там на каждом шагу доказательства того, как немцам стыдно за Вторую мировую и Холокост. Вы думаете, это искренне?
— Я верю, что искренне. Думаю, немцы и сами сейчас не понимают, как такое могло с ними произойти. Вообще, раскаяние — это не поход к раввину и не рассказ о том, что ты совершил. Чтобы раскаяние было настоящим, для начала нужно осознать, что ты сделал неправильно. Люди ведь склонны себя оправдывать. Второй этап — исправить это зло, и третий — никогда больше этого не совершать. В таком случае раскаяние будет чудом.
— Зачем религия вселяет веру в чудеса, которые не соответствуют законам физики, если их нет?
— Если люди не будут верить в такие чудеса, все законы «не убий, не укради» окажутся бессмысленными. Совесть — это ведь понятие растяжимое и ненадёжное. Должны быть законы. На самом деле с людьми каждый день происходят чудеса. Просто не такие очевидные, как переход через Красное море.
Раввин был последним, с кем я встречалась в поисках чуда, и до него эту фразу — про ежедневные чудеса, которых мы не замечаем, — произнесли уже трое других героев. Правда, никто из них не смог назвать чудо, которое произошло с ним сегодня.
— Вы всегда замечаете обыкновенные, повседневные чудеса?