Мнение: Пустая декларация

Политика Виктора Януковича оставляет все меньше иллюзий относительно его пророссийскости

Related video

– Будем ли мы отдавать России долги Тимошенко? – с ухмылкой спросил премьер Азаров на встрече с медиками на прошлой неделе.

– Нет, – протяжно-утвердительно ответил хор врачей.

– Вот люди за меня ответили, – саркастично улыбнулся премьер журналистам, передавая привет своему российскому коллеге.

Сюжет из древнегреческой сатиры случился не на театральных подмостках – в эфире всеукраинского канала. Николай Азаров, уроженец Калужской области и выпускник геологического факультета МГУ, за последние месяцы несколько раз выступил в непривычном для себя жанре оппонента Кремля. Волей пославшего его президента, но, думается, никак не по собственному желанию на последней встрече с Путиным он чуть не довел ситуацию до конфликта настойчивыми просьбами снизить цену на газ. Да и как тут не настаивать – все страны вокруг получают газ по цене ниже украинской, и только индивидуально для Киева существует особая "формула цены на газ". Кабальный договор, подписанный в холодном январе на пике газовых цен без права разрыва в течение 10 лет – своего рода "мзда за Майдан", взятая с опозданием в условиях полного непонимания дальнейшего развития Украины.

Прошло уже почти полтора года с момента прихода новой власти. У многих российских и украинских коллег до сих пор присутствуют иллюзии относительно вектора политики Виктора Януковича. За декларативными признаниями в дружбе Москве Кабинета Януковича стоит жесточайшая экономическая целесообразность, граничащая с безысходностью. Но Москва со времен Майдана сильно изменила свою политику в отношении Украины – теперь никто не инвестирует в симпатии. Хотите в зону свободной торговли с ЕС? Пожалуйста, но цена на газ будет прежней. Если согласны вступить в Таможенный союз, то цена может быть пересмотрена. Но уже разменять русский язык или сотрудничество с Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на газовую скидку вряд ли получится.

Что делать Януковичу в этой ситуации? Как минимум прекратить политику увиливания от конкретики и реальных дел. Российско-украинские отношения в ходе своего ренессанса обросли большим количеством проектов, реализовывать которые никто не торопится. Это и создание совместных предприятий по энергетике ("Газпром" и "Нафтогаз"), по ядерной энергетике ("Росатом" и "Энергоатом"), по транспорту, по авиастроению (проект АН-148-100), по судостроению (модернизация российских кораблей на николаевских верфях). И даже попытка объединения гуманитарного пространства (единый ТВ-канал) осталась на бумаге.

В то же время покровительствующая маргиналам украинская партия "Свобода" за последний год стала второй после Партии регионов по присутствию в СМИ. Таким образом, Антироссийскость становится таким же неотделимым фактором внутренней политики Януковича, каким она была при Ющенко.

Антироссийскость становится таким же неотделимым фактором внутренней политики Януковича, каким она была при Ющенко

В затянувшихся переговорах о формате сотрудничества Украины с Таможенным союзом удивляет одно: почему при всех расчетах о выгоде для страны вступления в ТС (ежегодно $7,5 млрд. по Азарову и $8 млрд. по Шувалову) и возможных потерях от присоединения к зоне свободной торговли с ЕС (ежегодно $11,5 млрд. по Азарову и $12 млрд. по Шувалову) власть с завидным упорством выбирала второй вариант. За красивыми словами о необходимости перевода экономики на новые европейские технологии стоят вполне понятные коммерческие интересы крупного бизнеса, не чуждого Януковичу, – украинская металлургия выиграет от ЗСТ и проиграет от ТС.

Нынешний год – особенный с точки зрения возможностей развития российско-украинских отношений, потому что предвыборный. Но если все конкретные предложения будут и дальше забалтываться, очень скоро Россия закончит переоценивать Украину и переключится на другие направления. А сегодня было бы полезно, чтобы искренность намерений Банковой и Кремля стали друг другу соответствовать.

Олег Бондаренко – исполнительный директор Российско-украинского центра