Послезавтра. Сможет ли Украина избежать энергетического коллапса

Из-за войны в Донбассе Украине грозит дефицит угля / Фото: AP
Из-за войны в Донбассе Украине грозит дефицит угля / Фото: AP

Экономия не поможет пережить отопительный сезон в тепле — из-за потерь в ЖКХ и дефицита угля Украине нужно еще 5 млрд кубометров газа. Самый вероятный продавец — Россия

Related video

Еще в начале августа в правительстве считали, что экономия, замещение российского газа и накопленные запасы помогут пережить зиму. По словам министра топлива и энергетики Юрия Продана, увеличение реверса должно было позволить покрыть более половины всего украинского потребления, а это вполне сопоставимо с долей российского газа в энергобалансе. Замминистра регионального строительства и ЖКХ Григорий Семчук заявил о возможности сокращения потребления газа зимой на треть. И это без учета дополнительной экономии в крупных городах — за счет массового перехода с горячего водоснабжения на электробойлеры.

Все, что смогли

Действительно, несмотря на прекращение поставок из РФ, и в июне, и в июле Украина продолжала закачивать в подземные хранилища поступающий из Европы реверсный газ. Причем в августе к поставкам из Польши и Венгрии добавилась Словакия: в тестовом режиме заработал газопровод Вояны — Ужгород, с учетом которого годовой объем альтернативных поставок газа должен вырасти до 15 млрд кубометров в год. Кроме того, по данным Департамента систем жизнеобеспечения и жилищной политики Минрегионстроя, в отопительный сезон 2014/2015 будет потрачено лишь 6 млрд кубометров газа вместо прошлогодних 8,4 млрд. Плюс отключение горячего водоснабжения в крупных городах в 5–10 раз увеличило продажи электрических бойлеров: по оценке операторов, только в июле-августе их было продано до полумиллиона. Последнее обстоятельство тоже должно дать экономию газа за счет замещения электричеством. По подсчетам главы Киевского энергетического клуба Q-Club Александра Тодийчука, украинские АЭС, генерирующие около 45% всей электроэнергии, имеют около 25–30% резерва. "Мы можем использовать их потенциал", — заявил Фокусу Тодийчук, добавив, что это позволило бы смягчить в том числе и рост тарифов в ЖКХ, ведь в Украине одна из самых низких цен на атомную электроэнергию в мире.

Fullscreen

У премьер-министра Арсения Яценюка и министра топлива и энергетики Юрия Продана непростая задача: найти 5 млрд кубометров газа, пока не начались холода / Фото: УНИАН

Fullscreen

Реверс, сознательность граждан и статистика экономии дали правительству повод для оптимизма. Но уже в конце августа премьер Арсений Яценюк сообщил, что Украине требуется около 5 млрд кубометров газа, под покупку которых на счетах Нацбанка зарезервировано $3,1 млрд. Наиболее вероятный поставщик — Россия.

Основные причины, по которым правительство (даже после подачи газового иска к Газпрому в Стокгольмский арбитраж) все же пойдет на поклон к российскому монополисту, — война на востоке страны и невозможность дальнейшего сокращения энергопотребления в ЖКХ.

Энергетика военного времени

"Они начали бомбить шахты… Разбомбили шахту, нет добычи энергетического угля, нет поставки на ТЭЦ, отсюда проблемы с электроэнергетикой и с теплом в целом", — сообщил в конце августа Арсений Яценюк.

Первые шахтоуправления в Донбассе были захвачены еще весной, после активизации террористов в Луганской и Донецкой областях. Потом были обстрелы едущих на смену горняков, подрывы шахт и оборудования. В августе почти из 100 шахт региона ежесуточно простаивали от 30 до 55, а с тех, где продолжается добыча, невозможно вывезти уголь из-за взорванных мостов и основных узловых станций.

Всего с января по июль, по данным Минэнерго, в Украине было добыто 46,343 млн тонн — на 3,1% меньше, чем за аналогичный период 2013-го. Но падение было крайне неравномерным — по информации министерства, большая часть недостачи пришлась на июль, когда добыча в Донбассе сократилась сразу на 21,6% по сравнению с прошлогодним показателем. Операторы не исключают, что в августе-сентябре из-за активизации военных действий в регионе может быть добыто угля вполовину меньше, чем годом ранее.

С учетом того, что на Донбасс приходится три четверти всех поставок, к началу отопительного сезона без угля рискуют остаться ТЭС и ТЭЦ по всей стране. Как сообщили в Минтопэнерго, уже сейчас там наблюдается острый дефицит угля марок "А" и "Т", на которых работает половина тепловых станций страны. В целом, по данным Госстата, к началу августа запасы угля на складах составили около 4,5 млн тонн, на 35% меньше, чем в начале июля 2014-го, и почти вполовину меньше, чем годом ранее. Как следствие, в Кабинете министров рассматриваются варианты как запрета экспорта угля, так и возобновления импорта.

Проблема в том, что даже при увеличении выработки электроэнергии на атомных станциях ТЭС и ТЭЦ все равно будут нужны, чтобы регулировать подачу энергии в моменты пиковых нагрузок — без этого энергосистему ждут веерные отключения. А пиковые нагрузки обещают быть больше, чем в начале 1990-х.

Черная дыра

Последнее обстоятельство выглядит парадоксальным, ведь за 23 года общее энергопотребление в стране сократилось более чем в два раза: с 245 млн до 116 млн тонн нефтяного эквивалента в год. Кроме того, нынешняя ситуация кардинально отличается от 1991 года, когда Украина импортировала из России не 28 млрд, а почти 94 млрд кубометров газа. Тогда прекращение российских газовых поставок вызвало бы коллапс энергосистемы — уголь просто не мог покрыть такого дефицита.

Чтобы увеличить, нажмите на изображение

Fullscreen

Но сокращение произошло исключительно за счет промышленности — тепловая генерация и граждане потребляют даже больше энергии, чем два десятилетия назад. В первую очередь из-за крайней неэффективности использования электричества, угля и газа в жилищно-коммунальной сфере.

"Мы потребляем газа в 4,5 раза больше, чем Польша", — говорит глава общественного Комитета энергетической независимости Иван Надеин. "По сравнению с другими странами в Украине потребление газа просто огромно, — соглашается Анатолий Тодийчук. — Газ составляет около 40% энергетического баланса, тогда как в развитых странах не больше 25%".

Более половины всего используемого газа — около 27 млрд кубометров — за прошлый год было потрачено на нужды ЖКХ: в виде непосредственно газоснабжения, электричества или тепла. "Необходимо уменьшить потребление тепловой энергии до европейского уровня", — говорит Фокусу директор Департамента систем жизнеобеспечения и жилищной политики Минрегионразвития Сергей Кушнир. В министерстве подсчитали: на поддержание оптимальной температуры в украинском многоквартирном доме тратится 264 кВт/ч на 1 квадратный метр в год. Это втрое больше среднеевропейского уровня в
90 кВт/ч. Разница приходится в основном на потери. И все остальные проблемы энергетики в значительной степени именно их следствие.

При этом уменьшить энергопотребление административными мерами не получится: экономия в 30% — это предел, за превышение которого зимой придется платить замерзшими трубами.

Fullscreen

Данные: Статистический ежегодник мировой энергетики ЕС

На поклон

Чтобы пережить нынешнюю зиму, правительство вынуждено возобновить газовые переговоры. Их финальный раунд — с участием еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера, а также украинского и российского министров ТЭК — назначен на конец сентября.

Скорее всего, на этих переговорах Украине придется пойти на уступки — к примеру, погасить часть непризнанного долга, который стал формальной причиной прекращения российских поставок. Во всяком случае, исходя из заявленного Кабмином количества необходимого газа (5 млрд куб. м) и зарезервированных на счетах Нацбанка $3,1 млрд стоимость тысячи кубометров получается на уровне $620 — такой цены в мире просто не существует.

При цене $385 за тысячу кубометров (это последнее предложение российской стороны перед прекращением поставок) 5 млрд кубометров обойдутся примерно в $2 млрд. А $1,1 млрд, оставшиеся от зарезервированной НБУ суммы, могут быть перечислены в счет долга. Если такая уступка поможет договориться с Россией о возобновлении поставок, будет решена проблема обеспечения отопительного сезона нынешнего года. Но это никак не решает проблем следующей зимы.

Татьяна Кривенко, Дмитрий Синяк