Мертвый сезон. Как война в Донбассе заставила украинцев откладывать покупки

printandpack.net
printandpack.net

Украинцы отказываются от покупок не первой необходимости и откладывают сэкономленные средства "на черный день". Если война в Донбассе продолжится, индекс потребительских настроений преодолеет исторический минимум 

Related video

Потребительские настроения в Украине заметно ухудшились. В августе индекс потребительских настроений по данным GfK Ukraine, упал сразу на 10,4 пункта – до уровня 54,7. Это самый низкий уровень со времен кризиса 2008/2009 годов.

Главными причинами нынешнего падения стали ожидания. Первое из них относится к экономике – украинцы ждут дальнейшего падения ВВП (соответствующий индекс упал на 18 пунктов). Второе – ожидание роста курса гривны (индекс девальвационных ожиданий увеличился на 22 пункта).

Пессимизм покупателей подтверждается и абсолютными цифрами. По данным Госстата в январе-июле 2014-го по сравнению с прошлым годом розничный товарооборот (с учетом инфляции) снизился на 1% до 495,2 млрд – впервые с кризиса 2009 года. По словам Александра Ткачева, начальника отдела инвестиционного анализа компании Pro-Consulting, больше всего упали продажи бытовой техники и электроники (до 40%), а также одежды и обуви. В ближайшие месяцы падение выручки розницы, скорее всего, продолжится.

"Розничная торговля в Украине зависит от доступности потребительского кредитования, курса гривни и ожиданий граждан относительно будущих доходов", - комментирует экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь. Сегодня все три фактора играют против ритейлеров, что, по оценкам Жолудя, заметно ухудшит их показатели нынешней осенью.Снижение ИПН является для розницы очередным негативным сигналом. "На фоне ухудшения потребительских настроений розничный товарооборот сокращается более высокими темпами, чем уровень реальной зарплаты. Граждане чаще отказываются от покупок не первой необходимости и откладывают сэкономленные средства "на черный день", - заключает замдиректора GfK Ukraine Глеб Вышлинский.

По информации начальника отдела инвестиционного анализа аналитического департамента компании Pro-Consulting Александра Ткачева в 2014 году наиболее заметно снижаются продажи в сегменте бытовой техники и электроники (до 40%), а также одежды и обуви, где интерес покупателей стараются стимулировать акциями и распродажами. Собеседник Фокуса подчеркивает, что к падению спроса на импортную продукцию привело ее подорожание из-за девальвации гривны. Продуктовый ритейл пострадал в меньшей мере. Сложная ситуация в стране подогревает спрос на товары повседневного спроса. Их граждане активно закупают впрок или жертвуют на нужды армии.

Напомним, максимальный уровень ИПН (106,9 пунктов) был зафиксирован в первом квартале 2005 года – на заре кредитного бума. Кризис 2008/2009 годов умерил потребительские аппетиты украинцев – в итоге к январю 2009-го ИПН упал до исторического минимума в 41,8 пунктов.

Опрошенные Фокусом экономисты не исключают повторения и даже превышения этого антирекорда. "Если минские соглашения будут сорваны, можно ожидать дальнейшее сокращение объемов продаж в рознице, а исторический минимум ИПН будет достигнут к концу года", - считает заместитель гендиректора рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг" Ольга Шубина. По ее прогнозам, в такой ситуации даже те потребители, которые могут позволить большие покупки, предпочтут отложить их до стабилизации на востоке.

Позитивные новости, напротив, активизируют интерес украинцев к шопингу. По мнению Вышлинского заметное улучшение потребительских настроений можно ожидать, если в Донбассе начнется процесс деэскалации конфликта. Дополнительно может добавить оптимизма и ратификация в Европарламенте Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом, которая ожидается на следующей неделе (15 – 19 сентября).