Охота на вкладчика. Как банкиры борются с оттоком депозитов

Национальный банк / Фото: ukrafoto.com
Национальный банк / Фото: ukrafoto.com

Фокус выяснил, как банки спасаются от масштабного оттока депозитов, и чем нынешняя ситуация отличается от того, что мы уже видели в 2008-09 гг. 

Related video

Отток вкладов из банковской системы в 2014 году установил сразу два антирекорда за все время независимости страны: по величине и по длительности. По данным НБУ, за десять месяцев 2014 года вкладчики забрали из банков почти 48 млрд. гривен и 8,3 млрд.долларов, сократив депозитный портфель в гривне на 19%, а в долларах – на 36%. Отток вкладов не прекращается все десять месяцев.

Осенняя статистика дала новый повод для пессимизма: еще летом банкиры говорили о замедлении оттока, его концентрации в Донецкой и Луганской областях, а теперь констатируют ухудшение ситуации по всей стране и во всех банках. Основная причина – падение курса гривны.

"Существует прямая зависимость между темпами падения гривны и оттоком депозитов. Так, еще в начале года возник такой пагубный замкнутый круг: из-за общественно-политических волнений население начало снимать депозиты – на снятые вклады граждане стремились купить валюту – повышенный спрос приводил к давлению на курс и девальвации – девальвация провоцировала новый отток депозитов. В таком режиме мы работали до осени. Но процессы, которые наблюдаются сейчас, уже даже никакими объективными факторами не объяснишь – только психологическая паника", - рассказал Фокусу член правления "ОТП Банка" Владимир Мудрый.

Повышенный спрос на валюту подтверждают данные НБУ: за октябрь украинцы купили 597.4 млн.долларов США – в 2,3 раза больше, чем продали. И это несмотря на ограничение покупки эквивалентом в 3 000 гривен и сложности в поиске валюты. Очевидно, что данные по черному рынку, где проходит большая часть операций с долларом, были бы еще более впечатляющими.

Вторая причина сокращения депозитного портфеля – политическая ситуация и военные события. Это подтверждает динамика оттока, который замедлялся в спокойные месяцы, и усиливался, когда обострялась обстановка в стране.

"Политическая и экономическая ситуация в текущем году оказывает колоссальное влияние на поведение банковских вкладчиков. Политические события, законодательные изменения, эмоциональная усталость от ожидания негативных новостей – все это формировало поведение вкладчиков, которое менялось практически каждый месяц", - комментирует первый заместитель председателя правления ForwardBank Елена Франковская.

На живца

Опыт прошлого кризиса повлиял на способы, которыми банкиры пытаются удержать вкладчиков. Некоторые учреждения традиционно используют в виде пряника депозитные ставки. Вкладчики, которые решают продлить срок депозита, могут расчитывать на бонусную прибавку 0,25-2 процентных пункта к рыночной ставке.

И в среднем по рынку ставки по вкладам весьма высоки. Так, по данным "Простобанк Консалтинга", средняя доходность в гривне - 15-19,2% годовых, в долларах - 7-8,4% годовых. Больше банкиры предлагали только в конце 2009 года, тогда по вкладам в гривне в среднем давали больше 21,5% годовых. Тактику привлечения вкладчиков высокими ставками выбирают не все банки, а лишь некоторые. Остальные не хотят привлекать дорогие депозиты в условиях почти полного отсутствия или весьма вялого кредитования.

Кроме ставок, в арсенале банков – всевозможные акции, розыгрыши призов, подарки."Действенный способ для заманивания клиентов – открытие карт высокого класса с повышенным процентом на остаток. Однако к таким методам прибегают, в основном, небольшие банки, так как крупные учреждения не хотят девальвировать статус своих ВИП-клиентов", - говорит Иван Никитченко, аналитик компании "Простобанк Консалтинг".

Отдельные банки предлагают специальные акции для вкладчиков, которые поддались панике: например, весной ПриватБанк запустил программу, по которой снятый досрочно вклад можно вернуть под прежние условия договора, получив назад проценты, потерянные из-за штрафов за досрочное расторжение. Через некоторое время похожие акции запустили еще несколько банков.

Описанный арсенал средств для удержания вкладчиков могут использовать далеко не все банки. Например, одними из финучреждений, которые сильно пострадали от оттока, стали банки, основным регионом работы которых был юго-восток. Портфель депозитов в гривне Украинского Бизнес Банка уменьшился на 54%, Всеукраинского Банка Развития - 64%, Именно в Луганской и Донецкой областях был самый высокий отток средств вкладчиков, а здесь любые акции бессильны.

Сильно пострадали и "дочки" российских финучреждений. ВТБ Банк (Украина) потерял 53% депозитного портфеля в гривне, Сбербанк Россия (Украина) – 52%, Банк Русский Стандарт – 40%. Главная причина таких темпов сокращения – бойкот всего российского в Украине. В связи с этим некоторым "дочкам" российских структур пришлось даже применить тактику сокрытия реальной структуры собственности.

"Пример этому – Альфа-Банк. Небольшая часть их акций принадлежала российской "маме", а остальное было оформлено на кипрскую компанию. Весной все акции были перерегистрированы на кипрскую компанию. В банке говорят, что планировали это давно, и, вполне возможно, что это действительно совпадение. Кроме того, этот банк активно использует в оформлении отделений украинскую национальную символику.

Другой пример – Банк Русский Стандарт. Руководство финучреждения приняло решение продать банк европейским инвесторам и сменить название и логотип банка. Кому на самом деле был продан банк, и кто является конечными бенефициарами этих новых компаний, мы проверить не можем. Однако в лого банка были добавлены желтая и голубая линии", - рассказывает Иван Никитченко.

Все только начинается

Учитывая масштаб и длительность оттока средств вкладчиков, состояние украинских банков уже давно можно назвать критическим. Эксперты открыто признают, что так остро проблема ликвидности не стояла еще никогда.

"Если сравнивать кризис 2008 года и кризис 2014 года с точки зрения влияния на банковскую систему, то можно уверенно сказать, что кризис 2014 года намного масштабней и глубже чем в 2008 году", - говорит начальник управления методологии и внедрения инновационных продуктов АгроКомБанк Константин Кононенко.

Как отмечают банкиры, если 6 лет назад ключевой проблемой банков были валютные активы, то сейчас все наоборот.

"Банковский кризис 2009 года был, в первую очередь, кризисом валютных активов. Нынешнюю же ситуацию можно назвать кризисом пассивов. При этом с точки зрения валютных рисков банковская система сейчас более устойчива, чем в 2009 году", - рассуждает начальник управления исследований банка "Надра" Татьяна Нурмухаметова.

С начала года регулятор ввел временную администрацию в 26 банков – это в два раза больше, чем за все три года первой волны кризиса. Правда, половина проблемных банков занималась отмыванием наличных, а от потери остальных система не много потеряла.

"Банки, которые отправили на ликвидацию с начала этого года, не имели уж очень критического значения для банковской системы в целом. Большинство из них вели "специфический бизнес", связанный с обслуживанием потребностей Януковича и "семьи", то есть их бизнес никак не был завязан на обслуживания реального сектора экономики", - комментирует аналитик онлайн-брокера I-NVEST Сергей Гончаренко.

Почти все проблемные банки относились к третьей и четвертой группе классификации НБУ по величине активов – то есть были мелкими и средними финучреждениями, с активами менее трех и шести миллиардов гривен.

"Единственный, кто очень сильно выделялся из ликвидационного списка – банк "Форум", относящийся ко второй группе – крупным банкам с активами более 6000 млн. грн. Но его проблемы начались задолго до "майдана" и кризиса 2014 года", - добавляет Гончаренко.

Представители Нацбанка неоднократно заявляли, что чистка банков только начинается, и если их останется 100, а не 168 – система только выиграет. Похоже, большая часть банкротств еще впереди.

На голом опыте

Как ни странно, но реальную помощь банкам оказывает сегодня опыт, приобретенный в ходе кризиса 2008-2009 гг. Они уже привыкли работать в постоянных условиях дорогих и "коротких" денег, а также отказались от раздутых штатов и научились сокращать расходы, где только можно.

"После кризиса 2008 года многие банки пересмотрели свои стратегии по кредитованию. Кризис научил банки более взвешено и рассудительно выдавать кредиты. Сегодня те денежные средства, которые не направлены в кредиты, банки размещают межбанковском рынке, так как он ликвиднее и намного безопаснее, чем кредитование физических или юридических лиц", - объясняет Константин Кононенко.

Помогает банкам удержаться на плаву и регулятор – выделяет крупные объемы рефинансирования. По данным НБУ, с начала года до 18 ноября банки получили более 103 млрд.гривен на поддержание ликвидности. Почти ту же сумму Нацбанк выделил финучреждениям в первые четыре месяца кризиса 2008 года: с сентября-2008 по январь-2009 объем рефинансирования составлял 104 млрд. гривен. После этого потребность в ресурсах спала, и за весь 2009 год, за исключением января, банки получили всего 7,7 млрд. гривен. Но если во время первой волны кризиса такой суммы для поддержки ликвидности хватило, то сейчас объемы рефинансирования лишь растут: в октябре объем рефинансирования составил 7,6 млрд.грн, а за 18 дней ноября – уже 19,6 млрд. грн.

Но самый главный фактор, определяющий возможность банка пережить этот кризис – его собственник. Не злоупотреблял ли он инсайдерскими кредитами, готов ли поддержать банк дополнительным капиталом или, наоборот, будет выводить из него последние средства – это определит судьбу каждого финучреждения. "Части банков в приросте уже помогли их собственники, разместив в банке депозит, тем самым поддержав его. Это намного быстрее и дешевле, чем заводить деньги путем увеличения уставного капитала", - говорит Иван Никитченко. Оптимистический сигнал для рынка заключается в том, что некоторые банки заявили о докапитализации – в том числе российские ВТБ (на 1,2 млрд.грн), Альфа-Банк (50 млн.долларов США), европейский Universal Bank (0,5 млрд. грн) и другие.