Она улетела. Почему авиакомпания "Визз Эйр Украина" уходит с рынка

Фото: planespotters.net
Фото: planespotters.net

Украинский авиарынок теряет очередного перевозчика

Related video

20 апреля Визз Эйр Украина прекратит деятельность. Из 16 маршрутов, на которых сейчас работает лоукостер, десять закроют, а шесть передадут материнской компании – Wizz Air Hungary. 4 июня венгерский авиаперевозчик откроет базу в Киеве. На ней будет базироваться один Airbus A320. Второй самолет украинского лоукостера переместят на новую базу в Словакии, – сообщает пресс-служба компании.

Из Киева венгерский лоукост продолжит летать в Будапешт, Лондон, Кельн, Дортмунд, Гамбург, Катовице, Ларнаку и Мюнхен. Рейсы в Барселону, Валенсию, Кутаиси, Москву, Милан, Неаполь и Венецию отменены.

В Визз Эйр Украина объясняют свое решение затянувшимся конфликтом на востоке страны, девальвацией и нестабильностью гривны, ограничением платежей поставщикам из-за новых правил НБУ по проведению валютных операций и неопределенностью новых порядков назначения на линии. До этого компания не раз "урезала" сетку своих маршрутов. Кроме того, отказалась от создания новых баз во Львове и Харькове и вернула два из четырех своих самолетов материнской структуре.

По мнению бывшего замминистра инфраструктуры Украины Александра Кавы, основной причиной ухода украинской "дочки" Wizz Air с рынка стала более высокая рентабельность маршрутов внутри ЕС, чем полетов из Украины в Европу. При этом на самых ходовых маршрутах Wizz Air может летать и по квотам, которые выделяются иностранным авиакомпаниям в рамках двусторонних международных соглашений.

Еще одна причина ухода с рынка – ограничение НБУ на покупку валюты. "В нынешних условиях лучше вести деятельность через нерезидента – венгерскую компанию, это решает много валютных проблем", – считает авиационный эксперт Андрей Гук.

Причиной ухода украинской "дочки" Wizz Air с рынка стала более высокая рентабельность маршрутов внутри ЕС, чем полетов из Украины в Европу

Повлияло на решение Wizz Air и принятие Госавиаслужбой нового порядка назначений перевозчиков на трассу. Самым критичным моментом для венгерского лоукостера стало требование регулятора о том, что более 50% собственности авиакомпании должно принадлежать гражданину Украины (а не зарегистрированному в Украине юридическому лицу). "Правила назначений на воздушные линии, которые предложила Госавиаслужба, были очень рисковые для Wizz Air. Нужно было менять структуру собственности, при этом неизвестно, что будет с назначениями. Если вы претендуете на одну и ту же линию, что и МАУ (компания Игоря Коломойского. – Фокус), то Госавиаслужба будет считать количественные показатели – количество бортов, платежей в бюджет. Выиграть в конкуренции с МАУ нереально", – поясняет Гук.

Число игроков на рынке пассажирских авиаперевозок в Украине стремительно сокращается. Сегодня, 26 марта, из-за экономической ситуации и сокращения туристического рынка приостановила полеты компания Авиалинии Харькова, контролируемая российским туроператором Pegas Touristik. В прошлом году ушла с рынка Ютэйр-Украина. Эта компания изначально планировала сосредоточиться на региональных перевозках, для чего взяла в лизинг пять турбовинтовых самолетов ATR 72-500, идеально подходящих для региональных линий. Проблемы у Ютейр-Украина начались после аннексии Крыма и закрытия аэропорта в Донецке. Полеты из Киева в эти города генерировали основную прибыль компании.

По данным авиаслужбы, за 2014 год рынок международных перевозок сократился на 25% – до 9,6 млн пассажиров. В этом году, из-за резкой девальвации, падение будет, по всей видимости, еще более существенным. Расширения cетки маршрутов и прихода на рынок новых авиаперевозчиков в ближайшие годы ожидать не стоит.