Паны дерутся. Подорожает ли бензин из-за конфликта Коломойского с государством

Фото: 112.ua
Фото: 112.ua

Структуры "Привата" бунтуют из-за временной приостановки "Укртранснафтой" транспортировки нефти для Кременчугского НПЗ

Related video

31 июля государственная компания "Укртранснафта" приостановила прием и транспортировку украинской нефти для Кременчугского НПЗ. Официальная причина прекращения подачи нефти на единственный работающий украинский НПЗ, озвученная "Укртранснафтой", – необходимость ремонта нефтепроводов, ведущих на завод. На следующий день, 1 августа, возле нефтеперекачивающей станции "Укртранснафты" (100% акций владеет "Нафтогаз Украины") неподалеку от Кременчуга разгорелись боевые действия. К воротам станции прибыли два десятка мужчин в спецодежде "Укртататнафты", компании Игоря Коломойского, которая контролирует Кременчугский НПЗ. Охрана станции нажала "тревожную" кнопку, опасаясь штурма предприятия со стороны визитеров. "В 11:30 приехали люди, переодетые в спецодежду "Укртатнафты", молодые ребята. На вопрос о целях приезда они не смогли ответить", - рассказывает руководитель филиала "Укртранснафты" "Приднепровские магистральные нефтепроводы" Виталий Величко.

По его словам, после прибытия СБУ и милиции "гости" начали митинговать у стен диспетчерской, выкрикивая лозунг "Пасишника (Андрей Пасишник – исполнительный директор "Нафтогаза", который курирует нефтяной сектор компании. – Фокус) в отставку"! Спустя некоторое время, по словам Величко, к станции автобусами начали подвозить сотрудников Кременчугского НПЗ. "300–400 человек собралось. Были попытки зайти на станцию", – рассказывает руководитель филиала "Укртранснафты".

В конфликт вмешалась и "Укрнафта" (43% акций компании владеет группа "Приват", 50%+1 акция принадлежат государству), отреагировав на приостановку транспортировки "Укртранснафтой" сырья на Кременчугский НПЗ временной приостановкой добычи нефти. Несмотря на все попытки государства отстранить от руководства "Укрнафтой" людей Игоря Коломойского, компанией все еще управляет менеджмент, который связывают с "Приватом". Исполнительный директор "Укрнафты" Владимир Пустоваров назвал действия "Укртранснафты" "грубым нарушением договорных обязательств, злоупотреблением монопольным положением на рынке".

В самой "Укртранснафте" удивлены реакцией приватовцев, мол, они неоднократно предупреждали и "Укрнафту" и "Укртатнафту" о необходимом ремонте нефтепровода. К тому же, по словам исполнительного директора "Нафтогаза Украины" Андрея Пасишника, прекращение подачи нефти на Кременчугский НПЗ не грозит остановкой предприятия: "На заводе в арендованных Укртранснафтой резервуарах хранится 239 тыс. тонн государственной нефти".

Конфликт между государством и "Приватом" за контроль над нефтепереработкой начался еще в прошлом году

За что воюют

Приватовцы во что бы то ни стало пытаются сохранить бизнес-схему, которая приносит им сверхприбыль, а государство хочет вернуть потерянный контроль над нефтепереработкой. Так объясняют события в Кременчуге эксперты нефтерынка.

"Для "приватовцев" потеря возможности перерабатывать нефть означает крах одного из базовых направлений их бизнеса – нефтяного", – объясняет директор энергетических программ центра "НОМОС" Михаил Гончар. Бизнес-схема проста: контроль над добычей сырья "Укрнафтой" (50%+1 акция принадлежит государству), его транспортировкой государственной "Укртранснафтой", переработка нефти на мощностях "Укртатнафты" Кременчугском НПЗ и дальнейшая реализация нефтепродуктов через приватовские сети АЗС. Выгода такой схемы: на входе "Приват" получает дешевое сырье внутренней добычи, недорогой тариф на его транспортировку и как результат – меньшую цену на готовое топливо, чем у конкурентов.

Конфликт между государством и "Приватом" за контроль над нефтепереработкой начался еще в прошлом году, когда по распоряжению бывшего главы "Укртранснафты" Александра Лазорко, которого называют креатурой Игоря Коломойского, из магистральных трубопроводов выкачали 385 тыс. т принадлежащей государству нефти и передали ее на хранение на подконтрольные группе "Приват" Кременчугский, Дрогобычский и Надворнянский НПЗ. Все заводы выставили одинаковый тариф за хранение – 6,40 грн за тонну в сутки, что, по мнению "Нафтогаза", в несколько раз превышает рыночные цены. В общей сложности, "Укртранснафта" заплатила заводам "Привата" за аренду резервуаров более 380 млн грн. Это стало основной причиной отстранения Александра Лазорко от управления "Укртранснафтой".

Однако уход Лазорко с Укртранснафты не означал конца конфликта. Около 240 тыс. т государственной нефти по-прежнему находятся на хранении у "Укртатнафты" и в конце июля компания Коломойского потребовала у государства выплатить ей за хранение нефти в апреле — июле этого года 187 млн грн. А после отказа "Укртранснафты" платить по завышенным, по их мнению, ценам, заблокировала 18 тыс. т нефти в счет обеспечения долга.

Импортное топливо на украинских АЗС в перспективе двух-трех месяцев может подешеветь

Госструктуры долго пытались найти с Игорем Коломойским компромисс. Чиновники предлагали "Привату" переработать принятую на хранение нефть и вернуть государству нефтепродукты, однако это предложение не нашло понимания. "Вопрос переработки на Кременчугском НПЗ технологической нефти зашел в тупик из-за неконструктивной позиции группы "Приват": необоснованно завышена стоимость услуг по переработке, искусственно занижен выход ликвидных нефтепродуктов и завышен процент потерь (нефтепереработчики предложили 12 % потерь, что втрое выше нормы)", – поясняет позицию "Нафтогаза" Пасишник.

В качестве альтернативы было предложено оставить "Укртатнафте" для переработки хранящуюся в ее резервуарах государственную нефть, приняв в систему "Укртранснафты" равный объем нефти, принадлежащей "Укртатнафте". Именно с попыткой реализовать этот сценарий, вероятнее всего, и связано временное прекращение подачи нефти на Кременчугский НПЗ.

Как бы там ни было, 2 августа "Укртранснафта" возобновила поставки нефти на Кременчугский НПЗ. Правда, приватовцы продолжают бунтовать. 3 августа руководство Кременчугского НПЗ привело около 500 работников завода к кременчугскому офису "Укртранснафты". Требуют наказать виновных.

Цена вопроса

По словам заместителя председателя компании "Укртатнафта" Сергея Кошелюка, остановка Кременчугского НПЗ приведет к резкому подорожанию бензина: "Идет борьба за то, чтобы нас остановить и перейти исключительно на импорт топлива. Тогда бензин на АЗС будет стоить более 35 грн за литр топлива. Кто-то хочет зарабатывать так".

Впрочем, эксперты нефтерынка считают подобные заявления безосновательными и связывают их, как и ситуацию в Кременчуге, с попыткой "Привата" давление на власть для решения своих бизнес-задач. "Блеф чистой воды. Даже если Кременчугский НПЗ остановится, цены не изменятся ни на копейку, так как их доля на рынке около 15%, а цены на бензин формируются мировыми котировками", – объясняет директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. А мировые цены на нефть сейчас снова пошли вниз, значит и импортное топливо на украинских АЗС в перспективе двух-трех месяцев может подешеветь, если конечно, курс гривны останется стабильным.

В нынешнем конфликте нет "святых и праведных"

Искусственное завышение топливных цен нефтетрейдерами в случае ухода с рынка "Привата" сегодня тоже маловероятно. "Если импортеры пойдут на сговор – штрафы Антимонопольного комитета составят 10% оборота вступивших в картель компаний. Но этого не произойдет. Из-за падения национальной валюты у всех трейдеров продажи упали на 25%. Если еще поднять цену на бензин, его просто перестанут покупать", – уверен Пасишник.

Если по какой-то причине государство надолго прекратит поставки нефти на Кременчугский НПЗ, то наиболее вероятен следующий сценарий: литр топлива подорожает – на 1,5-2 грн – только на приватовских заправках. "Приват" попросту полностью заменит отечественный бензин на своих АЗС на импортный.

Михаил Гончар считает, что в нынешнем конфликте нет "святых и праведных". С одной стороны Коломойский пытается сохранить олигархическое влияние на нефтегазовый бизнес. С другой стороны, и государство действует по принципу Рокфеллера, монополизируя добычу, транспортировку и переработку нефти.