Комиссионки для авто. Как будут выводить из тени рынок подержанных автомобилей

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Законопроект, выводящий из тени вторичный рынок продажи автомобилей, могут принять уже этой осенью. Фокус разобрался, что он принесет обычным украинцам

Related video

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №3046, направленный на легализацию продажи подержанных автомобилей через официальных автодилеров. Авторы законопроекта — 17 депутатов от БПП, "Самопомочи" и "Народного фронта". Они, согласно пояснительной записке, преследуют сразу две цели: вывести из тени рынка б/у авто и привести украинское налоговое законодательство в сфере операций с подержанными товарами в соответствие с нормами Евросоюза. Авторы проекта предполагают, что за счет вывода рынка подержанных авто из тени бюджет сможет получать 0,5-1 млрд грн в год.

Если законопроект примут, автосалоны будут иметь право продавать не только новые, но и б/у машины. При этом все издержки (диагностика, предпродажная подготовка, починка мелких поломок) салоны будут брать на себя, а потом включать их в стоимость машины при продаже. "На деле это будет выглядеть так. Сейчас у человека, который хочет продать свое авто, есть два пути. Либо идти на авторынок и продавать машину перекупщику, либо делать это самому через объявления. Теперь у людей появится альтернатива — пойти в автосалон. При этом старые способы продажи тоже останутся в силе", — рассказывает Фокусу глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Кстати, именно эта ассоциация и инициировала разработку законопроекта.

Назаренко объясняет, что если хозяин, к примеру, просит за свою подержанную машину $10 тыс., то автосалон, учитывая все траты на эту сделку, выставит ее на продажу за $11 тыс. При этом 20%, которые идут на НДС, салон будет платить не из общей суммы, а из разницы между своей ценой и ценой собственника.

Ждут дилеры и полиция

Автосалоны получат право продавать не только новые, но и б/у машины

Эксперты в новом законопроекте видят больше плюсов, чем минусов. Во-первых, автосалоны создадут на рынке здоровую конкуренцию, а во-вторых, легализация торговли подержанными авто упростит работу полиции. "В автосалоне обязательно будут проверять, кто владелец машины, и переоформлять автомобили по всем правилам. Сейчас часто бывает, что полиция (а до этого ГАИ) не может найти того, к кому предъявлять претензии за нарушение ПДД. Многие ездят по доверенностям, и собственника найти не так уж просто. Легализация рынка все упорядочит", — считает глава координационного совета Национального форума по безопасности дорожного движения Богдан Аганин. С другой стороны, он не уверен, что большинство украинцев вдруг бросятся покупать б/у машины в салонах. Ведь там они явно будут стоить дороже, чем "с рук".

Автодилеры законопроекту рады, но относятся к нему с опаской: пока неясно, в каком виде его в итоге примут. В условиях, когда в стране в среднем в месяц совершается всего три-четыре тысячи сделок по покупке новых авто, а подержанных машин покупают в три раза больше, вторичный рынок не может не представлять интереса. "Думаю, и для покупателей так будет лучше. Сейчас, если с купленной на рынке подержанной машиной что-то не так, к кому они могут обратиться? По большому счету, ни к кому. А так мало того, что можно будет подать в суд, так еще и на юридическое лицо, а это уже совсем другое дело", — говорит коммерческий директор официального дилера Nissan "Автоальянс Киев" Дмитрий Деменко.

При этом он опасается, что в итоге закон будет работать не так, как задумывалось. "В любом случае, прежде чем он заработает, пройдет еще много времени. Для начала, нужно его принять, потом — чтобы он вступил в силу, и даже после этого будет еще долгий, не меньше трех месяцев, период подготовки", — отмечает Деменко.

Олег Назаренко уверен, что проект примут до конца осени и намекает на достигнутые договоренности со всеми депутатскими фракциями по этому вопросу. Политолог Андрей Золотарев также считает проект вполне проходным. "Этим законом мы не изобретаем велосипед, так принято продавать машины во всем мире. Конечно, посмотрим на окончательную редакцию, но если новые правила не отменяют привычные способы покупки и продажи авто, то у проекта есть все шансы. Тем более 11 из 17 авторов проекта — депутаты от БПП", — подчеркнул Золотарев.