Не верь глазам своим. 7 сравнительно честных способов обмана покупателя

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Умение правильно читать этикетки пригодится всегда. А в кризис, когда компаниям нужно продать свой товар любой ценой, и подавно 

Related video

Покупательная способность украинцев сократилась в этом году на 24%. Это заставляет производителей продуктов питания бороться за каждого покупателя. И далеко не всегда честным способом. Конечно, напрямую обманывать потребителей у них уже не получается. К примеру, выдавать спред из пальмового жира за сливочное масло. Унификация маркировки украинских продуктов питания с нормами ЕС стала одним из основных требований европейской стороны для допущения отечественных продуктов на европейский рынок. Власти следят за соблюдением правил маркировки очень жестко. За их нарушение производителей ожидают большие штрафы.

Сегодня фальсифицированные сыры, сделанные на основе пальмового жиры, или колбасу из свиной кожи и муки под видом мясного изделия можно встретить разве что на рынках. Там, по большому счету, лучше вообще не покупать продукты промышленного производства. В супермаркетах и цены ниже, и можно быть уверенным в соблюдении сроков и режима хранения и соответствии продукта его названию.

Производители продуктов питания умудряются манипулировать поведением потребителей, напрямую не нарушая закон

Конечно, в крупных торговых сетях продукция сомнительного качества тоже присутствует, но там ее честно маркируют. Достаточно внимательно прочесть ценник. Если на нем обозначено "сырный продукт", или "молокосодержащий продукт" — в твороге или сыре есть растительный жир. А эрзац-колбасы из сои честно маркируют "мясосодержащий продукт".

Другое дело, что производители продуктов питания умудряются манипулировать поведением потребителей, напрямую не нарушая закон. В этом случае избежать неоправданной траты денег поможет лишь внимание и умение понимать истинный смысл надписей на этикетках.

Не те цифры. Манипуляции с объемом упаковки

Fullscreen

Сегодня уже никого не удивишь бутылкой молока объемом 870 мл или пакетом гречки весом 900 г. Весной этого года одна украинская пивоваренная компания начала разливать пиво в бутылки объемом 0,45 л. Главной целью смены объема бутылки якобы стало желание предложить потребителям пиво "в новой изысканной" упаковке. Однако факт остается фактом: на глаз отличить бутылки 0,45 л и 0,5 л достаточно сложно.

Поэтому во всех уважающих себя супермаркетах рядом с ценой за единицу продукции указывают и цену за килограмм или литр. Именно на нее и нужно ориентироваться, делая свой выбор.

Вода денег стоит. Разбавить маринадом

Fullscreen

Сложнее обстоит дело с маринованными овощами и фруктами, например — маслинами. В этом случае цену за килограмм продукции указывают с учетом маринада. При этом количество в банке самого продукта может существенно различаться.

Закон обязывает производителей указывать на этикетке и вес продукта без маринада. Но иногда эту надпись делают слишком мелкой и размещают ее в плохо заметных местах. Чтобы отыскать ее, нужно потратить пару секунд, а затем с калькулятором в руках рассчитать настоящую цену.

Берут на понт. Использование громких названий

Fullscreen

Еще один грешок, которым чаще всего увлекаются небольшие компании, — апелляция к именитым брендам или странам, изготавливающим продукты высокого качества. Назвать сделанную непонятно из чего колбасу, к примеру, "Докторской" не получится. Продукты с устоявшимися названиями должны выпускаться по закрепленным за ними ДСТУ — государственным стандартам. И, хотя рецептура у разных производителей может в деталях различаться, можно быть уверенным, что продукт будет более-менее пристойного качества.

А вот назвать сделанные из сои сосиски "Бородинскими" никто не запретит. Естественно, от того, что продукт носит имя известного сорта хлеба, вкуснее он не станет. Впрочем, самый массовый случай подобного злоупотребления — а ля итальянская "паста". Сегодня полки магазинов буквально завалены пачками макарон с итальянскими триколорами и надписями на итальянском языке. Впрочем, состав продукта, указанный на этикетке, свидетельствует о том, что произведено изделие в Украине и сделано не из semolino di grano duro — то есть центральных частей зерна пшеницы твердых сортов, а из самой обычной муки. Так что внимательно читайте состав и не бросайтесь на громкие названия.

Глаза разуй. Надписи мелким шрифтом

Fullscreen

Согласно действующим техническим регламентам, размер шрифта, которым на этикетке набран состав продукта, не должен быть меньше 0,9 мм для упаковок общей площадью до 80 см кв. и 1,2 мм для упаковок с большей площадью.

Однако органы стандартизации не ограничивают производителей в цветовой гамме, выдвигая лишь расплывчатое требование о том, что информация на этикетке "должна быть хорошо читаемой". Это создает определенное пространство для маневров.

Кроме того, надписи можно разместить в труднодоступных местах — например, напечатать крайнюю дату годности на боковой стороне крышечки. Эксперты советуют избегать покупки продуктов, на упаковке которых состав и срок годности найти сложно. Если производитель мухлюет с этикеткой, высок риск того, что нахимичили и с содержимым.

В порядке очереди. Манипуляции с техрегламентом

Fullscreen

Техрегламенты обязывают производителей указывать ингредиенты продукта в порядке убывания их количества. И если первым в составе плавленого сыра "из болгарской брынзы с ветчиной" указана вода, то сырок главным образом будет состоять именно из нее и загустителей. При этом, к слову, он абсолютно законно может называться сыром, а не "сырным продуктом" — растительных жиров в нем нет, так что формально все по правилам.

Сделано из... Изобретение новых "продуктов"

Fullscreen

В одном из супермаркетов на Лыбедской в Киеве продают странный продукт — "стейк из семги". Это фарш лососевых рыб, завернутый в рыбью кожу. Формально производитель прав. То, что мы привычно именуем стейком — нарубленную на куски рыбу, производители так и называют: "стейк семги". А использование слов "из", "с", "с использованием" и т. д. оставляет определенный простор для фантазии. Единственный способ борьбы с этим — внимательное прочтение состава продукта.

Самые-самые. Маркетинговые уловки

Fullscreen

Одна из наиболее распространенных уловок — выделить свой продукт, указав на этикетке некие присущие ему "полезности". К примеру, на полках магазинов можно найти подсолнечное масло с кричащей надписью "с витамином Е". Правда в том, что большое количество токоферола (он же витамин Е) содержится в любых растительных жирах. Просто не все кричат об этом.

То же самое относится к модным сегодня "безглютеновым" продуктам. Дело в том, что очистки муки от глютена — растительного белка, требуется очень глубокая переработка. В таких продуктах нет ни клетчатки, ни витаминов, и вообще осталось мало чего полезного. Приобретение безглютеновых продуктов — это жизненная необходимость для людей, страдающих аллергией на растительный белок. Для большинства же из нас никакой разницы между хлебом безглютеновым и обычным нет.

Так что прежде чем бросаться на высосанные производителями из пальца преимущества их продуктов, нужно узнать — так ли они на самом деле важны. Обычно продукция, над которой хорошо поработали маркетологи, стоит значительно дороже, чем у аналогичных по качеству конкурентов, которые не стали выделять большие бюджеты на рекламу.

Фото: Getty Images