Мнение: Кризис толкает в Европу

Ездить на малолитражках, летать самолетами авиакомпаний-дискаунтеров, покупать вещи на сезонных распродажах. Эти и масса других вполне европейских привычек появилась в результате кризиса даже у вполне обеспеченных украинцев

Related video

Изменения происходят медленно, оттого они не слишком заметны. Два года назад я представить себе не мог, чтобы мужик моей комплекции гордо рулил по столичной улице в компактном авто. Он скорее купил бы подержанный внедорожник, но до дамского, как он считал ранее, автомобильчика "не опустился бы". Покупать одежду на распродажах – это моветон, сказали бы три четверти моих знакомых до сентября 2008 года. Теперь они делают удивленные глаза, если кто-то гоняется за вещами из новых коллекций.

Отнести пару тысяч евро в турагентство за недельный тур на двоих в Испанию или Грецию – разве кто-то поступал иначе летом 2008 года? А сейчас чуть ли не каждый второй получает визу сам, бронирует отель через интернет и, кстати, отдыхает не только дешевле, но и гораздо интереснее.

И дело вовсе не в жадности или скупости, это просто готовность считать деньги, а не тратить их без счета. Сейчас украинский средний класс – только не говорите, что у нас его нет, – стал бережливее, капризнее и, на первый взгляд, скучнее. Добро пожаловать в Европу – кризис прививает европейские привычки куда быстрее, чем предыдущие 6–7 лет безоблачного потребления всего и вся. Хотя именно еще вчера жадное потребление и готовность брать кредиты практически на все выдавались за признак европейскости.

Уверен, что даже когда банки начнут давать кредиты дешевле 15–16% годовых в гривне, длинных очередей заемщиков они не дождутся. Особенно за кредитами на покупку бытовой техники и кредитными карточками, позволяющими брать в долг.

Добро пожаловать в Европу – наши западные соседи используют свои деньги именно так. Это Европа придумала бюджетные авиакомпании, апартотели и сезонные распродажи. Впрочем, по поводу распродаж у американцев другое мнение – ну и пусть спорят дальше.

Конечно, никуда не денутся бутики и шикарные рестораны, просто их станет немного меньше, и ходить в них будут те, для кого luxury – это сродни религии. Но зато и в крупных, и в небольших городах появится много достойных заведений, где обед с бокалом вина будет обходиться посетителю не дороже 150–200 гривен. Такие ресторанчики уже есть, но туда невозможно попасть, не зарезервировав столик по телефону.

Обувным и одежным магазинам придется отказаться от наценок в 300%. Техномаркеты начнут предлагать телевизоры и холодильники в рассрочку, и при этом не станут компенсировать такой "беспроцентный кредит" увеличением цены. Им это просто не удастся – в спину дышат интернет-магазины.

Я не удивлюсь, если новые загородные коттеджи будут проектировать, строить и продавать не для того, чтобы покупатели могли удивить своих соседей и друзей, а чтобы им было удобно в них жить. Думаю, что станут модными поездки в Европу на своем авто и отдых не в многоэтажном пятизвездочном отеле, а в снятом в складчину с приятелями особняке, расположенном в красивом и не очень людном месте.

Торговцам, банкирам, рестораторам, туроператорам и застройщикам придется принять новую реальность или закрыть свой бизнес. К слову, новая реальность окажется очень интересной и для них тоже. Хотя бы потому, что адаптировавшиеся к ней бизнесы смогут пережить следующий кризис, а он случится обязательно, таковы правила игры, в которую мы все включились двадцать лет назад.