Мнение. Экономический рост: следите за налогами и нефтью

Цены начали расти. Именно сейчас это хороший знак. Но только если правительство не поднимет налоги до небес и если нефть не станет дороже сотни долларов за баррель

Related video

Четыре месяца подряд – с апреля по июль в Украине снижались потребительские цены. И только по итогам августа, как сообщает Госкомстат, отмечен рост – 1,2 %. Индекс цен, который рассчитывается журналом "Деньги" и ориентирован на потребительскую корзину представителей среднего класса, подтверждает это. Но по нашим расчетам цены снижались с мая по июль более круто, чем в официальной статистике. А вот в августе выросли аж на 6,9 %.

Как правило, разговоры об инфляции скатываются к привычной фразе: "Жизнь дорожает". Сейчас еще добавились рассуждения о том, что в повышении стоимости продуктов виновата засуха. Но на самом деле темпы роста цен говорят и о многом другом. Например, о том, будет ли развиваться экономика, есть ли смысл запускать сейчас новый бизнес, что будет с ценами на недвижимость, есть ли смысл брать кредит, что нужно класть на депозит – гривну или валюту. А дело все в том, что темпы роста потребительских цен показывают, на каком этапе выхода из кризиса мы сейчас находимся.

Августовский рост цен после нескольких месяцев их снижения означает, прежде всего, что мы проходим дно кризиса. И дальше вроде бы должен начаться рост. Но это в теории. На практике все значительно сложнее. Насколько – свидетельствует история предыдущего кризиса образца 1998 года. Сразу после обвала гривны в 1998‑м в Украине два года подряд цены росли весьма быстро, причем в 2000 году был зафиксирован рекордный за время существования национальной валюты рост – на 25,8%.

Через два года рост цен резко замедлился. В 2001 году – до 6,1%, а в 2002‑м цены и вовсе упали на 0,6%. И только потом начался разгон – в течение шести лет темп нарастал: от +8,2% за 2003‑й до +22,3% по итогам кризисного 2008 года.

Если разобраться, что именно было фоном для разгона цен в 2003–2008 годах, то получится примерно следующее: 2003–2005 гг. – здоровый рост экономики, 2006–2008 гг. – перегрев и замедление роста.

А что происходит сейчас? Посткризисный 2009 год дал относительно скромные +12,3%. С начала 2010‑го цены выросли на 4,3%. По итогам года ожидается 10–12% – в зависимости от того, с какой скоростью будут печататься деньги нынешней осенью.

Вроде бы ситуация обнадеживает: раз экономика уже оторвалась от дна, то впереди отчетливо виден ее бодрый подъем в течение 3–4 лет. Примерно так же, как это имело место в 2002–2005 годах.

Увы, благостная картина может быть испорчена как минимум двумя факторами. Первый из них – налоги. Рост налогов неминуемо подталкивает цены вверх, а экономический рост душит – это закон природы. Верно и обратное – сокращение аппетитов государства приводит к ускорению экономического роста. В свое время Рейган выводил Америку из кризиса именно за счет сдерживания аппетитов бюджета и стимулирования бизнеса. Причем кризис 70‑х годов, который лечили рейганомикой, был нетипичным: застой в экономике сопровождался довольно бурным ростом цен. Оказывается, и такое может быть, если страна, например, слишком много платит за жизненно важный для нее импорт. Америка свалилась в кризис 70‑х не в последнюю очередь из‑за нефтяного шока – тогда мировые цены на "черное золото" взлетели многократно.

Так что если налоги поднимать передумают, а мировые цены на нефть будут стабильными, то вполне можно открывать новые бизнесы, держать на депозитах гривну, а со временем и брать кредиты. Если же нефть станет дорожать выше сотни за баррель, а налоги раздуваться, то впору прятать сбережения в доллары, а доллары – под подушку. Потому что в этом случае ростом цен на 6–10 % в год дело не ограничится. И сопровождаться все это будет не подъемом, а застоем в экономике.