Мнение: Погода меняется

Сложатся ли маленькие протесты маленьких украинцев в нечто большее?

Related video

Выпуск новостей на первом канале Национального радио подходил к концу. Скучнейшее, скажу вам, мероприятие: паркетная хроника, вести с полей, забавы комбайнеров Полтавщины. Но дело шло к концу, стало быть, к тому, что следует за культурой и спортом, то есть к прогнозу погоды. Их на Национальном радио, по сложившейся традиции, объявляют сотрудники Гидрометцентра. Синоптик, с одной стороны, в отличие от диктора, на самом деле понимает, чем циклон отличается от антициклона, а с другой – упрощает работу выпускающей группе, выходит в прямой эфир по телефону, и тем самым вся черновая работа – написание текста, запись, монтаж – отменяется.

Позже в комментариях Людмила Савченко сказала, что отдавала себе отчет в том, какими могут быть последствия такого выступления. Она и ее коллеги как минимум теряют дополнительный заработок (за выступления на радио сотрудники Гидрометцентра получали гонорары), а при копеечных зарплатах это ощутимо. Как максимум Савченко могла потерять работу. Устроиться синоптику на другое место было бы, мягко говоря, непросто. Тем не менее она написала свой манифест и зачитала его. Не идеализируя эту женщину, скажу: это поступок. Кто-то из моих знакомых заикнулся, мол, сумасшедшая, чего она добилась? А и правда, с точки зрения стратегии ничего не добилась, согласилась я. Да и целей наверняка перед собой не ставила. И вряд ли стремительно сокращающаяся аудитория проводного радио оценила эту подрывную работу. И аргументы руководства радиокомитета понятны: если человека наняли рассказывать о погоде, пусть о ней и говорит, не обременяя слушателей своим мнением на отвлеченную тему.

Все верно. Но это, видимо, был ее "День гнева". День человека терпеливого, но неравнодушного. Если в минувшую субботу на анонсированный митинг протеста в Мариинском парке не пришло достаточно людей, это не значит, что всем все равно. День гнева разный бывает. И у каждого свой. Такой, как был у пожилых людей на "Шустер live": они виртуозно положили на лопатки заслуженного демагога, депутата от ПР Владислава Лукьянова, который ушел из студии с ощущением, что пенсионеры были ряженые, поскольку настоящим красный флаг должен непременно нравиться и заменять достойную пенсию и качественное медицинское обслуживание.

Опыт партизанщины был и в эфире Национальной телекомпании. В 2004-м сурдопереводчица Наталия Дмитрук во время выпуска новостей сообщила неслышащей части аудитории, что выборы сфальсифицированы. Казалось бы, поймать "партизанку" слышащим руководителям НТКУ было проблематично. Но нет, и поймали, и отстранили от эфира. И весь сурдоперевод из выпусков убрали, как большее из зол.

Чиновники и политики в Украине упорно идут своим излюбленным тупиковым путем – запрещать и не пущать. Будто отныне все синоптики страны захотят повторить поступок Савченко и будто отменой прямых эфиров обезопасят себя от новых дней гнева.

Ольга Кошеленко, корреспондент телеканала "1+1"